Мастинская   Фаина

Фаина   Мастинская

       БЫЛ   ЛИ   ДИАЛОГ   КУЛЬТУР?

Оставляя в этой статье в стороне те большие ошибки и даже преступления, допущенные советской властью за 73 года её существования в СССР, я всё же поражаюсь тем титаническим усилиям, которые предпринимала эта власть в тяжёлые довоенные и особенно послевоенные годы 20 века, когда сотни городов и сёл были разрушены войной, в развитии, продвижении и диалоге культур народов страны.

Возьмём, для примера, сравним развитие культур республик Средней Азии и Кавказа при царизме и при советской власти. Имели ли до революции  Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия свои Академии Наук, научно-исследовательские институты, консерватории и оперные театры,  филармонии, книжные издательства, театры, музеи, университеты, Академии художеств, вузы, киностудии, дворцы культуры, ансамбли песни и танца, музыкальные училища и школы, библиотеки и т.д.? За исключением Грузии и Армении, остальные страны – ничего не имели.
И это мы не затрагиваем здесь тему, сколько крупных заводов и фабрик, разнообразных отраслей промышленности были созданы в советские времена  впервые  на территориях этих республик, а теперь самостоятельных стран.

 Чтобы не быть голословной, приведу строго фактический материал, взятый из БСЭ 1994 года издания, по столицам названных выше  республик СССР. По данным на 1990 год:
В Ташкенте, столице Узбекистана, работали своя Академия Наук (АН), университет, консерватория, 17 высших учебных заведений (ВУЗы), 14 музеев, Узбецкий театр оперы и балета, 12 театров, киностудия, дворцы культуры, музыкальные училища и школы, книжные издательства, библиотеки. И это не смотря на разрушительное для Ташкента землетрясение в 1966 году, отстроенного заново усилиями республик СССР.
В столице Казахстана Алма-Ате (теперь – бывшей) – АН, НИИ, университет, 15 вузов, консерватория, театр оперы и балета, 8 театров, 7 музеев, дворцы культуры, книжные издателства, киностудия, крупнейший в мире ( в то время) спорткомплекс Медео, крупный алма-атинский  природный заповедник на 72, 5 тысячах гектаров и т.д.
В столице Таджикистана – Душанбе – АН, 8 вузов, университет, консерватория, 5 театров, театр оперы и балета, 4 музея, библиотеки, киностудия.
В столице Армении – Ереване – АН, 11 вузов, 13 театров, университет, консерватория, театр оперы и балета, 21 музей, киностудия и др.
В столице Азербайджана – Баку – АН, НИИ, 11 вузов, 7 театров, театр оперы и балета, 28 музеев, книжные издательства, киностудия и т.д..
В Ашхабаде, столице Туркменистана – АН, 8 вузов, университет, театр оперы и балета, , 6 музеев, 4 театра. Причём, давайте не забудем, что после землетрясения 1948 года, когда западная часть страны ещё лежала в послевоенных руинах, разрушенный город Ашхабад усилиями всех республик был отстроен заново.
В Тбилиси, столице Грузии – АН, 11 вузов, университет,14 театров, музеи, книжные издательства, киностудия и др.

И всё перечисленное выше в этих республиках, а сейчас – суверенных государствах, было создано в советское время, подготовлены были прекрасные кадры преподавателей для вузов и университетов, лаборатории для них. В театральных вузах и консерваториях  училась талантливая молодёжь, которая затем работала в театрах, филармониях, на киностудиях национальных республик.
Во всех этих республиках  постоянно проводились разнообразные выставки, фестивали народного искусства, республиканские спортивные соревнования, олимпиады школьников по разным предметам, выступления самодеятельных театров и художественных коллективов. Какая масса переводчиков, причём, зачастую с громкими именами поэты и писатели, переводили русскую и зарубежную классическую и современную литературу для народов, живших в СССР – разве это не был диалог культур?. А знаменитые декады  культуры разных республик в центральных городах страны и их демонстрация по телевидению – это был тоже настоящий дилог культур.
Иной ниспровергатель, ненавистник советского строя будет яростно возражать и опровергать то, что написано здесь, но так было, так было.

 Давайте вспомним, какие титанические усилия предпринимались в послевоенные годы сначала для воссоздания стёртых с лица земли Минска, Пскова, Сталинграда и десятков других городов, а затем для строительства огромных жилых микрорайонов и городов-спутников, чтобы улучшить жизнь, быт людей и их культуру.
Вспоминаю, что в моём родном городе Одессе, казалось бы – не столица страны или республики, не самый большой город страны – всего лишь 1 миллион населения, так вот – половина  населения жила в трёх новых, огромных микрорайонах – Черёмушки, Котовский и Таировский. А рядом с Одессой был выстроен большой город-спутник для Черноморского торгового флота – город Ильичёвск, с домами высотного типа улучшенной планировки.
Все эти усилия по улучшению жизни и быта людей я тоже отношу к  развитию и продвижению культуры – культуры быта. А ведь я привела только один пример, пример своего города, а вы, читатель, вспомните то же самое о своём городе. Хотя, кое-кто, критикуя эту статью, заявит, что всё это было недостаточно, что всё равно сохранялись большие квартирные очереди.
Но об Одессе я сказала ещё не всё. 14 вузов, университет, 6 театров, в том числе красивейший и знаменитый театр оперы и балета, 7 музеев, киностудия, филармония, книжные издательства  и др. И здесь не упомянуты множество техникумов, училищ, школ, издаваемые газеты, журналы, которые все вместе и создают в конечном итоге дух города, культуру его людей.

К сожалению, как пишут современные газеты, сообщают телевидение и новостные сайты в Интернете, некоторым из стран, образовавшихся из советских республик распавшегося СССР и быстро воспринявших фундаменталистский ислам, не нужны теперь ни культура, ни диалог культур. Не нужны им ни театры, ни музеи, ни АН и НИИ, ни разнообразные вузы, ни классические или современные книги и библиотеки, ни Академии художеств, ни  фестивали, декады литературы и искусства и т.д. В исламском мире ничего этого никогда не было и нет. Живя в Израиле среди его граждан – арабов, мы видим наяву, что никаких учреждений культуры, перечисленных в статье выше, у них не было и нет, а единственное развлечение и апогей умственной и духовной жизни у них – это посещение родственников в больнице, где они сидят толпами по несколько часов, не взирая на состояние окружающих больных или проведение медицинских процедур. Такие посещения больных полностью заменяют им театры, музеи и другие культурные учреждения и вполне питают их интеллектуальный уровень.

 Но это – к слову. Ведь речь идёт о диалоге культур. Под этим подразумевается, что культура в той или иной мере есть у тех двух людей, или народов, или стран, которые общаются между собой.
Итак, в заключение: разоблачая, ненавидя, проклиная на все лады советскую власть и её вождей, всё же будем трезво давать оценку тому диалогу культур, который эта власть осуществляла.  

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Антиреклама ... лишь потому, что разбушевался в привычной ему манере известного Фантомаса.
    Заслуги ваши перед той властью, которую с жаром клеймите сегодня не меньше, чем другие заслуженные и не сильно потевшие в те времена, я не рассматриваю, как и ценность ваших достижений для будущих поколений. Всё это \"дела давно минувших лет...\" поэтому важнее, что ваш оппонент прав! Служили себе по случаю и судьбе, наделившей вас определённым навыком и талантом. Хуже, что в удобных случаях вы закрываете глаза на подмену понятий. Т.е. вы звонко сообщаете о Ферлаге, будто в Германии таких посредников мало? Нет, - пруд пруди! Но ведь такие \"издатели\" вовсе не принимают участия в финансировании и дальнейшем распространении продукции. Значит, зайди любой автор в КАЖДУЮ книгопечатную типографию, - хоть к Свидетелям Иеговы, и за меньшую, чем у вас цену ему сверстают, отстучать, слеют, сошьют, упакуют и... нагрузят тираж на горб. А дальше топай и сам распространяй. Вывод, - кто не распространяет тираж по книжным магазинам, - тот НЕ Издатель, сколько бы ему не хотелось так себя называть. К культурной или образовательной работе такая деятельность не относится, потому что это - предпринимательство. Кстати, лишь повышающее цену на продукцию.
    С тем же успехом, даже без титулов, ваш оппонент может войти и зарегистрироваться - всего за 20 евро, как и за 20 минут, а потом найти любую типографию, ближайшую к дому, дабы заключить договор на поставку авторов. Так автор уплатит типографии, плюс вам, как маклеру. Т.е. вы маклер, а не издатель, как и маклер продающий квартиры, или автомобили, которые сам их не строит. Желаю успехов в вашей деятельности! Столь же душевно предлагаю вернуться к работе Фаины Мастинской!

  • Спасибо, Фаина! Я не увидел в вашей статье желания особо воспеть достижения СССР. Вполне спокойная статья, без перегибов подборка фактов, относящихся к периоду, доступному нашему обозрению. С другой стороны есть некие извечные отпечатки, которые в различных степенях проявляют себя в процессе развития или гибели цивилизаций. Расцвет, угасание, гибель. И потом заново всё, но будто в других оттенках, - хотя принцип всё-таки неизменен, как и значение символов. Всё ясно даже со стороны политической необходимости \"осваивать\" завоёванные территории. С тем же успехом, касаясь нашей Одессы, которую называют Третьим Римом, или того же Ленинграда - града Петрова, - мы можем отметить, что образовательная и градостроительная культура, ныне названная инвестициями, проникала везде и всегда, когда правительства на ограждались Железным занавесом, но налаживали культурные и деловые связи. Франция, Италия, Германия, Греция, Болгария, - любая стран ищет себе место на рынках соседей, даже и для того, чтобы добрососедство входило в норму и устраняло приоритет планов империалистических, хищнических. Тем не менее, как известно, свято место пусто не бывает, поэтому под эгидой культурного обмена в те же страны просачивались религиозные, криминальные и властолюбивые личности, жаждущие только наживы.
    А ещё с одной стороны, само местное население и власть, будто бы с благодарностью получив подпитку извне, - когда немного обогатится и разовьёт собственную культуру и индустрию, обязательно начинает выживать \"инородцев\", стараясь сохранить за собой заводы фабрики или театры, построенные реками и за деньги всё тех же \"не коренных\". Даже с условием, что коренными начинают себя считать всё те же бывшие инородцы. Здесь наиболее яркий пример Африки, или любой другой европеизированной страны.
    Если вспомнить иллюстрацию индусского бога мудрости Га-неша, изображённого с головой слона, то у него символы аллегорического характера изображают одну руку - дающей, а другая предупреждающая: не бери. В другой паре рук: в одной секира, в другой пурпурная роза. Так же «белый слон» по определённым причинам стал символом людей бесполезных и ничтожных.
    Что несёт нынешняя эпоха, так же сложно понять, потому что перед нами в большей степени хищнические инстинкты. И люди гибнут не меньше, чем в войнах. Что более говорит о том, что и вашу тему воспринимать однобоко нельзя. Как и то, что силы изначально конкурирующие и уничтожительные (религии, завоевания, порабощения) включать в диалог культур, даже если в какое-то время дали толчок прогрессу, нельзя. Сожалею, что ваша информация превратилась в столь привычные уже нам раскачивающиеся качели.
    Спасибо!

  • Фаина, что вы наделали! Караул!!! На остров обрушилось цунами! Готовьте спасательные шлюпки! Обалдеть от такого шквального словесного порыва... А я скажу своё слово - ДИАЛОГ КУЛЬТУР БЫЛ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ! Город Баку считался самым интернациональным городом Союза. Я, вместе со своим народным ансамблем учавствовала во всех смотрах и фестивалях. Там, я получила звание ЛАУРЕАТА ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДЁЖИ АЗЕРБАЙДЖАНА - \"ЦВЕТИ И СЛАВСЯ МОЙ АЗЕРБАЙДЖАН\". Никто не оправдывает чёрные деяния людоедов, но сбрасывать со счетов то культурное развитие Азиатских и Закавказских Республик при СССР невозможно. Оно было на высоком уровне. А что стало сейчас? Гражданские войны, смерть и разруха, вот что стало диалогом современной культуры. Спасибо, нашему покойному презеденту Гейдару Алиеву, сумевшему обуздать разбушевавшийся исламизм и спасти Республику от полного разорения и разгрома.
    Ох, дорогая Фаина, открыли вы ящик Пандоры, да...
    С любовью - Ариша.

  • Г-жа Мастинская, что же Вы себе противоречите.Требование знания государственного языка в регионах проживания национального большинства, включая все советские республики, не исключал необходимость знания местного, но не требовал, как это положено теперь, например, в Прибалтике
    Как может врач обследовать больного не зная его язык. Это всё равно, как я в Израиле пытаюсь рассказать свои жалобы врачу, а он меня не понимает. Ищу русскоговорящего. Это отвратительно. Надо мне было учить иврит. И казахский я должен был учить. Тогда было бы взаимопроникновение культур, их диалог. Кто это требовал в СССР, кто заботился об обязательном знании местного языка. А теперь у них свой язык. Зря Вы пугаетесь и предсказываете разгул вахабизма в мусульманских республиках. Это может случиться, но зависит от народа. Собственного, а не от российских штыков. Россия у себя ещё не справилась с терроризмом национального происхождения...

  • Уважаемая Фаина, прежде чем оказаться в Донецке, мне довелось родиться в Бердянске, окончить школу на Колыме, быть студентом в Харькове, поработать в студенческих стройотрядах в Казахстане, поработать в Сухумском физтехе, быть преподавателем в Хмельницком высшем командном артиллерийском училище, научным сотрудником ВНИИ кабельной промышленности, но такого числа люмпенов, готовых гадить под себя, как я увидел в Донецке, такого неуважения к человеческому труду, мне не довелось видеть до того нигде. Вполне возможно, что где-то их может быть и больше, но мне там к счастью бывать не доводилось. К сожалению, ныне тенденции таковы, что донецкая культура в силу известных причин стремительно распространяется по всей Украине. Добром, естественно, это вряд ли закончится.
    Вот, к примеру, буквально пять минут назад в Новостях сообщили, что сегодня в отделении Приватбанка на Театральном проспекте Донецка было убито грабителями пять человек. Похоже, опять возвращаются девяностые годы.

  • Дорогая Ляля! Я так рада, что вы отозвались и объективно откликнулись на мой вопрос \"Был ли диалог культур?\" Спасибо, Ляля Нисина.

    Смех и грех! Как, наш самовосхваляемый \"интеллигент\" Демидов, вы только меня уже не обозвали, но последний перл, что мой идеал - гитлерюгенд - это просто вершина вашей больной фантазии. И это только за то, что я высказала мнение, которое частично отличается от вашего? Да, если мое мнение отличается от вашего, то после таких ваших перлов,остаётся меня - расстрелять...А как же иначе следует совку расправляться с инакомыслящими?

    Г-н Талейсник, вы вообще знаете закон о государственном языке? Так он выполнялся во всех республиках. Так же, как и в США, например, есть огромное количество разноязычных общин, но все сдают экзамен на гражданство, учатся, разговаривают в учреждениях только на английском языке. И так во всех цивилизованных странах. А насчёт прекрасных национальных изменений в бывших республиках, как вы пишете,то давайте подождём ещё 2-3 года, и увидим, куда их заведёт другая культура - фундаменталисткий ислам.

    Г-н Валерий Кравченко, большой патриот своего родного края, которого я очень уважаю. Вы в комменте написали просто отвратительный рассказ о ваших соседях. Как понять идею, цель вашего коммента? Вы переносите отвратительное поведение ваших соседей на весь русский или украинский народ?
    Вы хотите сказать, что такое поведение типично и наблюдается везде и всюду? Или в вашем доме живут какие-то необычные придурки?

    Господа, думаю, что дискуссию на моей странице пора закруглять. Спасибо всем за обсуждение моей ненаучной, а просто проблемной статьи, в заголовке которой был задан вопрос.

  • Извините, Фаина, но больше всего меня позабавило представление этой статьи на Вашей странице, как \"научно-популярной\" :) Извините :)

  • Удивительно мне только, как это вы ухитряетесь обо всем этом писать так спокойно, уравновешенно...
    Во мне же, видимо, какая-то микродоля южного этноса, - темпераментно выступаю...

    Абсолютно с Вами согласен в оценке \"дружбы народов\", и думаю, что зря этот конкурс был объевлен.

    А еще хуже, что Фаина с бухты-барахты взялась оправдывать совок и нас, недостойных его памяти, пинать и шпынять.

    Не было ни диалога культур, не было и \"успехов\" науки и техники, - всё сколько-нибудь ценное слизывали с Запада.

    Конечно, ученый по складу своего ума будет непременно что-то изобретать даже в концлагере (вспомним Флоренского хотя бы...), да и посмотреть на шарашку заключенного Туполева со всем его КБ, и шарашка Ильюшина, - несть им числа.

    Если встать на точку зрения Фаины, то немецкие школьники из Гитлерюгенда - ее идеал, потому что любили родителей и не называли свою страну концлагерем...

    Впрочем, Бог с ней...

    А Вам - литературных успехов.

    ВД

  • Более 20 лет жизни прошли у меня в пятиэтажке на улице Артема в Донецке - в соседстве с довольно-таки специфической публикой. Улица Артема в столице Донбасса - нечто вроде улицы Карла Маркса в городе Днепропетровске, или улицы Сумской в Харькове, если кто не знает. Каждый второй гегемон в нашем доме искренне полагал вполне допустимым устраивать чуть ли не ежедневно для себя и своих друзей праздник жизни не в своей квартире за закрытыми дверьми, а прямо в подъезде – на лестничной площадке. Чаще всего все эти возлияния заканчивались отправлением естественных надобностей прямо под себя. Не только по малому, но и по большому. Убирать же после себя этой публике в голову не приходило. Нельзя было найти и уборщицу, согласную это все терпеть.
    Едва ли не каждый день собирались большими компаниями в подъезде и наркоманы. И тоже оправлялись по углам подъезда. Была в нашем подъезде на втором этаже и квартира, где пили за закрытыми дверьми. Там жила семейка гегемонов из шести человек, включая двоих малых детей. Четверо гегемонов из той семейки нигде не работали, и вся семейка существовала за счет сдачи комнат под притон. Мусор они никогда не выносили, поэтому из их квартиры несло на весь подъезд таким духом, что в сравнении с ним запах конского пота показался бы изысканным восточным благовонием. Примечательно, что и за квартиру ЖЭКу эти гегемоны не платили никогда.

    Убирали обычно в подъезде жильцы трех квартир. В том числе – учительница математики с первого этажа, и совсем пожилая пенсионерка Марья Сергеевна с третьего этажа, по глупости позарившаяся на распространяемые специально обученными донецкими активистами сказки про город миллиона роз, про его неслыханное снабжение продуктовыми деликатесами, и поменявшая свою крупногабаритную квартиру в самом центре Львова на квартиру в \"центре\" столицы Донбасса.
    Обращался я тогда за помощью в разные инстанции, и даже писал в редакцию газеты «Правда». Все оказалось тщетным. Навести порядок в доме так и не удалось. Спасение пришло лишь в девяностые годы – поле распада Союза, поскольку дом неожиданно оказался в так называемом престижном районе. И неблагополучные жильцы как-то все дружно высчезли. Явно не без посторонней помощи. Кто-то нечаянно захлебнулся харчами, а кто-то просто упал – и ударился головой.

  • Да, Фаина, да, Борис, да, Ляля и даже Вы, Федотов (чёртик из табакерки, переписавший зачем-то профайл ВЧ целиком) во многом правы, но тот \"диалог\"(а, скорее, монолог), если вы хотите его так называть, был результатом насильственного проникновения русской культуры в культуры всех нацменьшинств, хотели они этого или не хотели. Попробовали бы не хотеть! Выживали те, кто подстраивался или пробивался в виде исключений в литературу, искусство, поэзию, кино, театр. Кто воспевал советский строй и образ мыслей или обходил острые углы, терпел и ждал перемен.
    Не надо считать и учитывать количество кружков или перечислять фамилии. Я тоже много лет прожил в Казахстане и видел, как казахи пытались сохранить свою культуру и самобытность. И как это им боком выходило, когда вторым или первым секретарями обкомов или горкомов были русские, а казахский родной язык был не обязательным для врачей (нонсенс!), чиновников и даже преподавателей(!). Это что же уважение к другой культуре. А угнетаемая Прибалтика с европейским уровнем культуры, куда я приезжал как в Заграницу и отдыхал от назойливой и неубранной действительности и сочувствовал местному населению. А закрытие еврейского театра в Москве -это пример чего? Диалога культур или принудительного выдавливания? А куда делась культура карело-финской республики вместе с нею? Не надо, господа, смешивать достижения экономики, промышленности, которые наряду, с общечеловеческим прогрессом, шли хоть и с отставанием, но шли за счёт технической революции, необходимости, эксплуатации, кстати, выселенных или заключённых представителей неугодных культур...Целых народов- крымских татар с украинизацией их святынь, немцев Поволжья с искоренением остатков их, привнесенной в Россию, культуры,
    балкар, турок-месхетинцев... А как узурпировали монгольскую культуру, насаждая русскую, а как это Тува стала республикой и как Осетия и Абхазия теряют свои национальные особенности, будучи постепенно внесенные в карту России. Сколько крови пролили чеченцы на протяжении двух-трёх веков, пытаясь сохранить свою культуру? Ваши примеры - не диалог культур, а насильственное смешивание и размывание национальных культур. Кстати, как и в любой колониальной системе или эмигрантской среде в Америке, Израиле...Не надо искусственно, ради участия в конкурсе, приводить к общему знаменателю разные понятия.
    Посмотрите как начинают расправлять крылья национальные культуры в бывших советских республиках, ставшие суверенными. Разве могли казахи или таджики построить такие здания в родном их стиле при советской власти в Астане или Душанбе... Нет, не было диалога культур в настоящем его понимании в СССР.

  • Фаина, это не ваша ли сторожевая овчарка?

    Как-то он уж очень к месту Вам подпевает и на меня злобствует, хотя я ему лично ничего не сделал и даже не предполагал. что этот Игорек существует...

    Почитайте-ка Фаина, повесть \"Щепка\" - по этому названию в Интернете мгновенно найдете.

    Хорошее отрезвление от любви к ЭТОЙ стране.

    ВД

  • Если власть убила цвет интеллигенции, если самых мыслящих и способных загнала в лагеря уничтожения, то какого еще она названия заслуживает?

    \"Страна искателей, страна ученых\", которая на живых людях проводила \"медицинские\" эксперименты, и \"врач\"-гэбист Майрановский стрелял отравленными пулями в ЖИВЫХ заключенных ради эксперимента: сколь быстро сдохнет.

    И Вы полагаете, что об этом нужно рассуждать в Вашем стиле - академически любезно: мол, нельзя не признаться, но нужно и оправдание отыскать...

    Полно, Фаина, - Бога благодарите, что не загнали Вас куда-нибудь на Колыму.

    И не расхваливайте гэбистских культуртрегеров.

    ВД

  • То-то Вы, разлюбезная Фаина, из любимого совка лыжи-то навострили!

    Пожрать послаще да на себя надеть, что покрасивше да подешевше, пусть в любимом совке все завистью исходят!

    Злобная и глупая-преглупая вы старушенция Шапо-Кляк!

    Уж не родственница кому-нибудь из КГБ или НКВД?

    Валяйте назад к путиноидам, таких, как вы, они обожают!

  • Все действия советской власти характеризовались тотальным физическим и политическим террором, порабощением, советизацией и руссификацией населения, ложью и показухой. Тут уж было не до диалога культур...
    Мы не знаем, как развивались бы народы СССР вне действия этих процессов. Даже в относительно более свободных республик Прибалтики, не говоря уже о странах «народной демократии» ситуация все-таки была иной. Думаю, что непоправимый и неизбывный вред, нанесенный этой политикой, многажды превышает положительный ее эффект.

  • Откуда взялся?
    А мне визитку с этим сайтом подарили. Синенькая, с мельницей. Вот и зашел для прикола.
    А так я читатель, а не писатель.

  • Был ли диалог культур?
    Вне сомнения был! Может быть не в той форме, в которой хотели бы мы его видеть, не диалог равных партнеров, но т. наз. старшего брата с \"неразумным\" младшим. Тут и придумывание героев (и авторов), и фестивали, и насильственный перевод на кириллицу - все смешалось, и негатив и позитив.

    \"прекрасные кадры преподавателей для вузов и университетов\" которые преподавали мне в Казани, что \"Екатирна другая была всероссийская джеляб\", и, обращаясь к аудитории говорили: \"А какая Манда Ивановна не понимАт - идти на консультациЙ ко мне вечером!\" И рядом с такими \"кадрами\" работали прекрасные высокообразованные преподаватели-интеллектуалы с такими же татарскими именами и странно звучащими для русскоязычных студентов отчествами: Замир Габдррахманович, Усман Халикович, Зарип Мамедович, Ильхамия Гайнутдиновна...
    Здесь не провести черту и не ответить однозначно хороший, плохой ли диалог шел в течение 70 лет. Но диалог такой однозначно был и культуры взаимно обогащались, это несомненно!

  • Ай да Фаина!
    Все в точку!
    Мой респект!

  • Чёрт возьми, Демидов, почему это вы пишете, что я люблю \"страну людоедов\" (!!!), как вы называете свою собственную родину, где жили ваши предки. где вы родились, выучились, приобрели все степени и звания, а теперь так изощрённо, так злобно проклинаете? И это за то вы меня оскорбляете, что я привела несколько положительных примеров из области культуры вашей же страны?
    Ну и злющий же вы старик, да ещё и не умный.
    А по какому такому праву вы вечно обижаете Валерию? Вы кто здесь такой?

  • Откуда вы взялись на сайте?

    Кто Вас на чистые литературные страницы с Вашими грязными лапами пустил?

    Завистник Вы, злобный неудачник, - и всё этим сказано.

    Повторяю: если Вы способны написать книгу, я ее издам без всякой редактуры, только безграмотности по русской грамматике элиминирую.

    Привет!
    ВД

  • Вы забыли в своей апологетике моей личности указать, что я -
    ВЛАДЕЛЕЦ ИЗДАТЕЛЬСТВА NG Verlag,
    а потому могу всем желающим печатать их книги в любом тираже и объеме,причем на более плотной, чем обычно, типографской бумаге, и не склеивая листы, а применяя нитяную сшивку тетрадей (это, правда, только для книг в твердой обложке).

    Переплеты: цветные мягкие, цветные твердые, а также твердые с матерчатым покрытием и золотым ТИСНЕНИЕМ.

    Цены вне конкуренции!!! Скорость исполнения заказа - также!!! Тираж доставляется по месту жительства автора (почтовые расходы за его счет).

    Звоните в Берлин, 4442460 в любое время дня и ночи,- если я сразу же не отвечаю, это значит, что я отлучился (максимум на 4 часа).

    Шлите запросы и рукописи по Интернету.

    Вячеслав Демидов,
    владелец издательства NG Verlag

    PS И Ваши книги, г-н Федотов. готов напечатать со скидкой за хорошую рекламу.

    ВД

  • Своей авто-био значит, кичимся, а на других можно плевать с высокой башни?

    Впрочем, собака брешет, а караван идет...

  • Уважаемые комментаторы! Уверяю вас, что о преступлениях советской власти я знаю не меньше вашего и у меня они одинаково с вами вызывают равное с вами возмущение, негодование, осуждение.
    Уважаемые, значит действуем так, как сказано в \"Интернационале\" : разрушим всё и на обломках самовластья построим и напишем наши имена? Только разрушать и проклинать вы горазды? Вам советская власть не дала разве бесплатное неплохое школьное образование, благодаря которому вы теперь пишете свои рассказы и умные комменты? Вспоминаю, какие выдающиеся школы высшей математики, физики, были созданы в советское время, которых теперь в России и в помине нет. И все эти выдающиеся мозги, огромные таланты хлынули на Запад после открытия границ, потому что там высоко оценивали их талант и выучку. А выдающиеся высшие школы композиторов, музыкантов, певцов и т.д. Подобных примеров много, если говорить о культуре.
    Судить и наказывать за совершённые преступления - это законы любой цивилизованной страны. Но не хаять до бесконечности всё сверху донизу, всё до основанья, оплёвывая, проклиная жизнь и труд прежних поколений - это совершенно неумно, это совершенно недальновидно. Хотя это оплёвывание превращено сегодня в доходный бизнес.Это означает, что следующие поколения тоже будут ломать всё, созданное вами и проклинать вас. И будут бежать из такой страны.
    Обязательно в нашем прошлом надо различать, видеть и то положительное, для чего трудились наши предки и чем вы пользуетесь сегодня.
    Всегда намного умнее, продуктивнее, дальновиднее, приносит гораздо больше пользы - уважать своих предков, уважать свою историю, уважать свой народ.

  • Почему же вы тогда не сняли Эротича, который вдвое больше по объему?

    Явно что-то тут нечисто, - увы...

    ВД

  • Снимать превосходный рассказ, по сравнению с которым всё, присланное на конкурс, лежит ниже плинтуса!

    Снимите дурацкий гриф, и пусть графоманы учатся, как надо писать.

    То-то они все. как тараканы, зашевелились!

    Впрочем, собаки брешут, а караван идет...

    Грубейшую ошибку вы допустили, Валерия!

    Жалко Вас...

    ВД

  • Спасибо, что меня рекламируете, - думаю, скрипя зубами от зависти, потому что такого Вам ни написать, ни вообще в биографии Вашей собственной иметь.

    Еще раз спасибо!

    Всё, что я делал и писал, было ДЛЯ МЕНЯ не напрасно, - а именно для получения удовольствия от жизни, посылая на ... советскую власть.

    ВД

  • Уважаемые господа,
    конкурсная работа Норы Гайдуковой снимается с Последних поступлений, т.к. по условиям КОНКУРСА она превышает допустимый объём.
    В.А.

  • Вячеслав Демидов, инженер, доцент, к.филос.н.

    Родился 30. 06. 1933 в Челябинске, СССР.


    В настоящее время веду семинар \"Литературная студия\" при берлинском клубе \"Диалог\".


    1957 -Закончил Московский Энергетический институт по специальности \"Радиотехника\". Инженер по радиоэлектронике.

    1975- Закончил курсы повышения квалификации в Академии внешней торговли при Министерстве внешней торговли СССР.

    1984- Защитил кандидатскую диссертацию по философии на тему \"Реклама как вид социальной деятельности\" - о положительных сторонах рекламы и ее необходимости для успеха предприятия на современном рынке.

    1956-1957 - Инженер-исследователь в НИИ Часовой промышленности, Москва.

    1957-1965 - Инженер по радиоэлектронике, затем заведующий лабораторией телеметрической аппаратуры для космических объектов, Москва.

    1965-1990 - Журналист - популяризатор науки, автор научно-популярных книг, был редактором отдела и писал статьи в редакции журнала \"Знание - Сила\" (1964-1970), как сторонний автор печатался во многих журналах и газетах Москвы, Кишинева, Риги, в издательствах \"Знание\", \"Мир\" и других.

    Писал сценарии для научно-популярного кино и научно-популярных программ телевидения.

    Выступал в кадре как ведущий научно-популярной программы московского TV для детей.

    Выступал по радио как научный журналист в программах иновещания.

    1972 -1987 - Журналист по внешней торговле, редактор отдела внешнеторговых журналов \"Советский экспорт\" и \"Лицензинторг информирует\", а также других подобных изданий Министерства внешней торговли, Москва.

    1987-1990 - Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института внешней торговли, Москва

    1989-1990 - Доцент кафедры международной торговли и маркетинга Московского института народного хозяйства им. Плеханова, Москва

    1990 Маркетинг-директор совместного советско-американского предприятия, Москва

    1992 - 1994 Доцент, сотрудник GEW - Gesellschaft fьr Eurokommunikation und Wirtschaft m.b.H, Potsdam

    Знание языков: Русский - Muttersprache. Польский - produktiv. Английский - in Wort und Schrift. Немецкий - mit dem Wörterbuch.

    Владею актерскими навыками, сценической речью, дикцией, движением и умением выступать в кадре. Сниялся в фильме Lethe 2014 режиссера Alexandre Zahn (1996, премьера состоялась 28.12.96 в берлинском кинотеатре Tilsiter Lichtspiele) в роли главаря группы польских контрабандистов.

    Автор трудов:

    * Лекционный курс для российских офицеров \"Основы внешней торговли, маркетинга и бухгалтерского учета малого предприятия\" (совместно с дипломированным инженером Reiner Spitzner, выпускником школы IFBE der COGNOS-AG/Hamburg).

    * 6 научно-художественных книг на следующие темы:
    * радиотелеметрия (\"77 электрических чувств\", 10 а.л., тираж 35.000),
    * транспорт (\"Магистрали пяти измерений\", 10 а.л., 100.000),
    * лазерная и голографическая техника (\"Пойманное пространство\", 10 а.л., 100.000), * приборы хранения времени (\"Время, хранимое как драгоценность\", 10 а.л., 100.000),
    * нейро- и психофизиология зрения (\"Как мы видим то, что видим\", 10 а.л., два русских издания по 100.000 экз.; переведена на английский, хинди и болгарский языки)

    Книги по международной рекламе и маркетингу:
    * \"Сущность рекламы и психология ее восприятия\";
    * \"Формула успеха: маркетинг\" (совместно с П. С. Завьяловым, 12 а. л., вышла в России двумя изданиями, а также в Болгарии);
    * \"Подготовка рекламных текстов органами научно-технической информации\";
    * \"Внешнеторговый маркетинг: принципы и практика\";
    * \"Почему именно ФОССТИС?\" (Роль мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта в маркетинге на внешних рынках)].

    * глава \"Маркетинг‚ или программно-целевой метод деятельности на рынке покупателя\" учебника \"Основы внешнеэкономических знаний\" для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

    * свыше 100 научно-популярных и научных статей на указанные выше темы в разных журналах и газетах Москвы, Риги, Кишинева и других городов.

    * около трех сотен научно-популярных, научных и рекламных статей, а также внешнеторговых рекламных объявлений во внутренних и внешнеторговых журналах СССР.

    * лекции по маркетингу и внешнеторговой рекламе (для работников внешней торговли и руководителей предприятий, работающих на экспорт) во всех столицах союзных республик СССР и многих крупнейших городах страны, участвовал в нескольких международных (разумеется, соцстран...) конференциях с докладами о принципах эффективной рекламы.


    Да, дорогой Вячеслав Демидов, ВСЁ было напрасно...

  • Как еврейские переводчики лепили разного рода \"акынов\" можно прочитать, например, у Эфраима Савелы \"Остановите самолет\".
    Это тоже пример своеобразного диалога.

    Как и классическое:
    \"Композитор Ян Френкель, слова Инны Гофф. Исполняет Иосиф Кобзон. \"Русское Поле\".
    Кстати, песня из кинофильма режиссера Эдмонда Кеосаяна.

  • Во первых, я сказал \"в более спокойные годы\".
    А годы начиная с \"оттепели\" были безусловно более спокойными, нежели ленинско-сталинские.
    Во-вторых. Политика политике рознь.

    Да, уезжали, да была цензура. Никто не отрицает.

    Но вот почему-то тот же Рязанов при цензуре снял \"Берегись автомобиля\" ,а в ее отсутствие \"Старых кляч\"?

    Тут палка о двух концах. Кстати, можно сравнить грузинское кино \"застойных\" лет и финский кинематограф?

    Дома культуры , дома пионеров мне приснились? Или там ничему не учили?
    Учили, и совсем неплохо. Музыка - так без дураков, с нотами и сольфеджио, рисование - с постановкой руки, с перспективой и композицией. Пение - с постановкой голоса, а не с визжанием и задиранием ног перед микрофоном. Что плохого было в кружках технического творчества. И в последующих всесоюзных слетах и фестивалях?

    Журналы \"Квант\" \"Юный Техник\" и т.д., доступные по всей стране всем, у кого есть в кармане 20 копеек, это мой вымысел?

    А чудовищный урон от всех репрессий никто не отрицает. Как и фальшивых акынов типа \"Сталького\".
    Ни Фаина, ни я.

  • Я прожил 25 лет на одной лестничной клетке c Марком Борисовичем Колосовым -Зам. редактора издательства \"Молодая гвардия\".
    Он мне рассказывал о создании бутафории национальных писательских кадров. Сулейман Стальский, акын Джамбул и т. п.- эти личности вообще не существовали или не имели к своему творчеству никакого отношения. Существовала группа еврейских поэтов и писателей, которых по причине процентной нормы не печатали. Им рекомендовали стать национальными поэтами.
    С другой стороны русские талантливые писатели погибли. Так погиб Есенин, заставили покончить с собой Маяковского и этот список огромен. Почему?
    Потому что они отказались петь сладкую убаюкающую песню своему народу.

  • Вы задали множество риторических вопросов, забывая, что страна рабов Россия отстала от упомянутых Вами европейских стран на какие-нибудь 300 лет!

    Вы восклицаете: \"Так что же, их жизнь, их труд, их честность были напрасны? Каково им теперь слышать всё это в свой адрес?\" Именно так защитники коммуняков оправдывали нежелание устроить Нюрнбергский процесс над СССР.

    За что боролись советские люди, на то и напоролись. НАПРАСНЫ были усилия рабов! Потому что они своим \"свободным\" трудом поддерживали страну людоедов, страну захватчиков, страну оккупантов.

    Страну, которая, в отличие от бывшей гитлеровской Германии, не раскаялась ни в чем, не покаялась перед человечеством за свои чудовищные злодеяния.
    Сталин намного правзошел Гитлера! Убил то ли 20, то ли 40 миллионов, - и Вы эту страну и ее сталинское население любите? За что?

    Иезуитски Ваши аргументы, Фаина!

    ВД

  • Воспевать деяния Советской власти, так много сделавшей для народа - не только неверно, но и прискорбно. Кто поднимал промышленность до войны? Кто строил каналы, Днепрогэс и другие крупные объекты? ЗЭКИ! Кто уничтожил интеллигенцию России? Кто погубил село? Кто? Кто? Таких вопросов множество. Почему автор забыла о великой культуре народов Средней Азии в прошлом? Почему, если и сейчас отъехать чуть в сторону от крупных городов, то не увидишь нормальных дорог (хотя их практически нигде нет), средств связи, газа и ничего, без чего и жить-то нельзя в наше время? А ведь это тянется со времен Советской власти. Статья автора пафосная, не имеющая ничего реального. Высочайшая культура была всегда у народов Кавказа, Средней Азии, России и т.д., но везде своя. И это был не диалог культур, а просто культура. И привязывать Советскую власть здесь ни к чему. Удивляюсь!!!

  • Уважаемые господа комментаторы!
    Трудно мне отвечать вам, уж очень болезненна затронутая тема. На мой взгляд, прав Борис Аарон, написавший, что не надо ничего из недавнего нашего прошлого идеализировать, но не следует и демонизировать его.
    Вот объясните мне, почему французы сохраняют уже полтора столетия памятники Робеспьера, Дантона и других головорезов, рубивших головы тысячам с помощью гильотины во время революции? Почему англичане так берегут свои плохие и хорошие древние традиции, так носятся со своей историей, уважают её, хотя в их истории были всяческие ужасающие междуусобицы, бесконечные гражданские войны каких-то там Алой и Белой розы и другие кошмары?
    Эти народы сегодня воспитаны в уважении к своей истории, какой бы она не была, потому что они уважают своих предков, живших в те времена, хотя они были, может быть, невежественны и не такие разумные, как мы сегодня. Уважение к предкам!
    Задумывались ли вы, что в те советские времена, которые вы, новые поколения, так дружно теперь проклинаете, родились и жили ваши деды, ваши отцы и матери? Так что же, их жизнь, их труд, их честность были напрасны? Каково им теперь слышать всё это в свой адрес? Почему другие народы уважают своих предков, не смотря на все исторические ошибки, совершённые ими ? А ведь все исторические ошибки прошлых поколений были следствием их уровня тогдашнего умственного развития. Вы, очевидно, думаете, что ваше поколение будет самое умное-разумное и не совершит никаких роковых (может быть, более ужасных) )исторических ошибок?

  • Нет, дорогой Борис, это не пример культурного диалога, потому что, если сопоставить названные Вами имена с многими-многими не появившимися, то они сохранились не благодаря культурной политике партии, а вопреки... И не было спокойных лет. Вспомните Параджанова,уехавшего Оселиани и тд. и т.п

  • Никто и не отрицает чудовищные репрессии 18-53 годов, ровно как и идеологическое давление в последующие, более спокойные годы.

    Тем не менее, разве такие имена, как Гамзатов и Айтматов, ставшие писателями мирового уровня во многом благодаря переводчикам и русскоязычной аудитории, феномен всенародных любимцев Софико Чаурели, Вии Артмане, Фрунзика Мкртычана и В.Кикабидзе, шахматистки Гаприндашвили и Чибурданидзе и т.д. , разве это не пример культурного диалога?

  • Университет МГИМО. информационный портал, о Беларуси:http://mgimo.ru/belarus/
    \" Период пребывания республики в составе СССР многими оценивается весьма неоднозначно. С одной стороны, была проведена ускоренная индустриализация страны и восстановлена ее государственность, а с другой, руководство БССР было подчинено союзному центру, и во время пребывания на посту главы государства Сталина (Джугашвили), в БССР практиковались расстрелы белорусской интеллигенции и репрессии против коренного населения, что привело к упадку белорусской культуры, как, впрочем, и во многих других союзных республиках.\"
    Новости из Беларуси, сайт Хартия97 http://charter97.org/ru/news/2007/10/29/1105/
    \"29 октября 1937 года в Минске состоялся массовый расстрел белорусской интеллигенции. Во внутренней тюрьме НКВД за одну ночь были убиты около ста человек, 22 из них – писатели. В 70-ю годовщину трагедии представители общественности посетили места захоронений жертв большевистского террора в Минске.\"
    Смерть Михоэлса в Минске http://a-nomalia.narod.ru/100tayn/93.htm
    \"Почти полвека назад (13 января 1948 года) в Минске был убит Соломон Михоэлс — руководитель Государственного еврейского театра, народный артист СССР. Обстоятельства его смерти теперь известны, хотя никакого официального расследования до сих пор не было и имена убийц не названы. Потому, возможно, вокруг этой истории продолжают кипеть страсти. Не так давно состоялся шумный процесс по иску генерала КГБ Евгения Питовранова к тележурналисту Владимиру Молчанову о защите чести и достоинства генерала, чье имя Молчанов связал с убийством Михоэлса. Тайну гибели Михоэлса раскрыл Лаврентий Берия, назначенный после смерти Сталина министром Внутренних дел СССР. \"
    и т.д.

  • И все нынешние беды бывших советских республик поэтому из советского прошлого - нации фактически были лишены национальных элит, а на смену им пришли уголовники, выросшие в грязных бараках.

  • Итак: «разоблачая, ненавидя, проклиная на все лады советскую власть и её вождей, всё же будем трезво давать оценку тому диалогу культур, который эта власть осуществляла…»

    Ну, ладно, давайте, трезво.
    С «дикими» народами, исповедующими ислам, вроде всё ясно. Им и культура, значит, вовсе ни к чему?...
    А с европейцами как быть? – Как же несчастные немцы, французы, греки, финны и т.п. «убогие чухонцы» жили и живут без советской власти, и развивают свою культуру. И совсем не хуже нашего… И не насквозь пропагандистскую, лживую, холопскую. восхваляющую партию и вождей. И без того, чтобы гнобить всех самых талантливых. Перечислять десятки великих имён не надо?...

    А все эти слёты, фестивали и т.п. показуха… Да, лучше такая пропагандистская показуха, чем её отсутствие. Но благодарить за это советскую власть – так же глупо, как благодарить Гимлера за слёты и фестивали в Германии 30-х…
    С сожалением,
    но и наилучшими новогодними пожеланиями,
    А.Андреевский

  • - \"Оставляя в этой статье в стороне те большие ошибки и даже преступления, допущенные советской властью за 73 года её существования в СССР, я всё же поражаюсь тем титаническим усилиям, которые предпринимала эта власть в тяжёлые довоенные и особенно послевоенные годы 20 века, когда сотни городов и сёл были разрушены войной\"…

    - Не менее титанические усилия предприняла сучья власть и для того, чтобы поначалу вскормить Гитлера, а затем напару с ним развязать Вторую мировую войну. Да и главной причиной колоссального разрушения советских городов в годы той проклятой войны были все-таки не немецкие бомбардировки и артиллерийские обстрелы, а в первую очередь - советская варварская тактика выжженной земли, не оставлявшая зачастую камня на камне, и не менее варварские бомбардировки советской авиацией оккупированных городов. И более трех миллионов погибших от голода только на территории Украины в осень- зиму 1941 -1941 гг. советских военнопленных - в значительной степени на совести кремлевской власти и ее зверской тактики. Не намного меньшей оказалась в тот проклятый год из-за этой тактики выжженной земли и смертность от холода и голода на оккупированной территории и среди гражданского населения.

    Развитие же науки и культуры в советских республиках при советской власти было весьма и весьма специфическим. Если не ошибаюсь, началу этому развитию предшествовала тщательная зачистка всех этих национальных республик от национальной научной и культурной элиты. И прежде всего – гуманитарной. И первую очередь под нож пошла национальная гуманитарная элита в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. И в Украине – в том числе. Поэтому всякого рода Академии и НИИ в этих республиках оказались по сути своей ширмами.

  • Дорогая Фаина, ради какого лукавства Вы предлагаете забывать о СОТНЯХ ТЫСЯЧ писателей, поэтов, артистов, художников, кинематографистов, ученых, других работников культуры (в том числе священнослужителей), УБИТЫХ коммуняками во всех без исключения \"союзных\" республиках ради монополии русского языка и монополии дурацкого \"марксистско-ленинского учения\"?

    Сколько же талантов, сколько же возможных гениев было отправлено в могилы!

    А цифирь, приведенная, не знаю, зачем, из априорно лживой СОВЭНЦИКЛОПЕДИИ, - это рапортичка политрука ГУЛАГа, коим был СССР.

    Нет и не может быть забвения памяти о людях, растоптанных сапогами ГБ, уважаемая Фаина!

    ВД

  • Всё приведенное автором, как правильно пишет Леонид Ейльман, не является показателем или развитием диалога культур, а этапы построения советской экономики в республиках с насаждением там советской культуры - национальной только по форме и социалистической по содержанию.
    Доказательством является мощный взрыв настоящей национальной культуры сразу же после получения суверенитета во всех республиках, освободившихся от гнёта единой власти. Кончилась болтовня о цветущих Казахстане, Грузии, Азербайджане и пр. Это они сейчас расцвели в своих культурах, расправили плечи и преодолевая наследия десятилетий, а может быть и столетий угнетения, возродили свои национальные культуры...
    Автор приводит типичную советскую отчётность по развитию республик. Но не их культур. И не было диалога, а только запланированное и видимое, показушное насаждение культурных пролетарских традиций, а не исконных мусульманских в Средней Азии и Азербайджане, традиций Армянской и Грузинской культур. Об Украине и Белоруссии и говорить нечего. Там даже сохранение русского языка ещё является проблемой...
    Не зря же задаёт вопрос Роланд Кулесский: \"...но почему не укоренились ростки этой культуры в национальной почве?\"
    Вот и нет на него другого ответа, кроме пагубного воздействия на любую национальную культуру диктата в волюнтаристской системе власти, какая была власть в СССР.

  • Был ли диалог культур? Конечно, был.
    Не надо ничего ни идеализировать, но и не демонизировать.
    Иделологический прессинг, безусловно, имел место, но можно привести и массу примеров достойнейшего и плодотворного сотрудничества. Кстати, этот же прессинг защищал от явного непрофессионализма, \"порнухи-чернухи\", попсы типа \"европа - попа\" и т.д.
    Другой вопрос, что этот диалог не был достаточно силен, чтобы скомпенчировать центробежные тенденции, в первую очередь экономические и политические.
    Согласен с Фаиной, что пора трезво оценивать свою историю, в том числе и культурного диалога.
    С уважением,
    Борис

  • Автор спрашивает; был ли диалог культур в Союзе? По моему мнению диалога культур не было. Почему? Вспомним, что развивались культуры в союзных республиках по принципу: национальная только по форме и социалистическая по содержанию. Социалистическая по содержанию означало не диалог, а подчинение диктату центра. Все академии получали финансирование из центра, планы работ утверждались в центре и т. п.
    Теперь представим себе простого человека, который живет в арендуемой коммунальной комнате и зависит от воли хозяина, зачастую самодура. Кого устраивает такой скрытый вид рабства? Отсюда и вырос национализм национальных элит, который привел к развалу Союза.

  • Статья Фаины Мастинской касается актуальной темы диалога культур и в своих посылках будет интересной для читателей Острова. В этой проблеме, возможно, больше вопросов, чем ответов на них:
    В какой степени диалог культур может заключаться в культурном строительстве в республиках Средней Азии или Кавказа в советские времена? Может быть, в этом строительстве как раз отсутствовал диалог, что и привело к быстрому разрушению созданного?
    Статистика культурного строительства впечатляет, но почему не укоренились ростки этой культуры в национальной почве?
    Автор ставит вопросы, даёт свои ответы, а читатели, возможно, найдут свои - на эти и другие вопросы.
    С уважением, РК.

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Андреевский Александр   Буторин   Николай   Сурина Светлана..   Андерс Валерия  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 4
  • Пользователей не на сайте: 2,323
  • Гостей: 709