Кравченко Валерий

   

Уважаемые островитяне,

в канун очередной годовщины окончания германо-советской бойни 1941 - 1945 гг. предлагаю вашему вниманию исследование известного у нас в Приазовье профессионального историка и краеведа Владимира Карпенко о событиях, случившихся в приморском Бердянске после освобождения города от немецко-румынской оккупации. Фотографиями №1, №2 и №3 (авторства известного немецкого военного репортера Артура Гримма) текст, с согласия автора этого исследования - Владимира Карпенко, проиллюстрирован мною. Учитывая, что В. Карпенко – не член нашего литературного клуба и не может  участвовать в дискуссии, то вместо него готов ответить на ваши вопросы. Если, надеюсь, таковые будут. Тем более что и сам давно погружен в эту горькую в истории Приазовья тему и неоднократно, начиная с середины 90-тых, обращался к ней в своих публикациях. В том числе и на Острове:

http://www.andersval.nl/publikatsii/zametki/4355-tasya-rita-valya

http://www.andersval.nl/publikatsii/publitsistika/1252-mezhdu-dvukh-ognej

  В. Кравченко.

 

***


          Владимир Карпенко

          17 сентября 1943 года: освобождение Бердянска от немецко –
румынской оккупации и возвращение сталинского режима

 

          Безусловно, освобождение Бердянска от оккупационных войск Рейха и его союзников знаменательная дата для жителей города и этот день с середины 60 – х годов прошлого века провозглашен праздником «Днем города» с концертами и развлекательными программами. Но был ли настоящим праздником для бердянцев этот день, каким его долгие годы представляли местные пропагандисты?

        Для этого нужно отбросить идеологические шоры и обратиться к фактам.
Сталин и его коммунистический режим через своих полководцев по типу Георгия Жукова, а также многочисленных чекистов, смершевцев и прочих опричников обрушили репрессии против граждан, которые находились на оккупированных территориях. На освобожденных от немцев территориях широко практиковалась мобилизация всего мужского населения, которое могло держать оружие, и подозревалось в «предательстве», только лишь потому, что проживали на захваченной врагом территории. 

        Комплектацией занимались специальные полевые военкоматы. Никакой военной подготовки с новобранцами не проводили, их просто отправляли в бой, не выдав обмундирования, поэтому их называли «черная пехота» или «чернорубашечники», «черные свитки».

        «Чернорубашечники» существенно отличались от личного состава штрафных батальонов, которые были обеспечены обмундированием и вооружением и прошедших военную подготовку. Как и штрафные батальоны «чернопиджачников» использовали в роли «пушечного мяса» при наступлении Красной Армии, практически все погибали. Такое отношение к своему населению и новобранцам удивляло даже немцев, которых они называли «трофейными солдатами».

          Вот свидетельство из письма домой одного немецкого солдата летом 43-го: «На вновь занимаемой территории Красная Армия призывала все население — мужчин и женщин. Сформированные из них трудовые батальоны используются для увеличения массы атакующих. Не имело значения, что эти призывники не обучены, большинство из них без оружия, а многие — без сапог. Взятые нами пленные говорили, что безоружные рассчитывают взять оружие у павших. Эти невооруженные люди, вынужденные идти в атаку, подозревались в сотрудничестве с нами и платили буквально своими жизнями за это подозрение».

        Российский историк Б. Соколов писал:  «Расчет был на то, что «черная пехота» только измотает немцев и заставит израсходовать запас боеприпасов, чтобы потом свежие части смогли заставить отступить противника с занимаемых позиций. Потому-то не выдавали несчастным ни обмундирования, ни винтовок. Зачем тратиться на тех, кому суждено погибнуть в первом же бою? И что погибнут — не беда, НКВД после войны меньше работы будет. За счет этих людей, призывавшихся, как правило, непосредственно в части, в значительной степени происходил недоучет советских безвозвратных потерь. Лишь единицам таких призывников суждено было уцелеть, стать «нормальными» солдатами и получить форму и оружие».  

        Сохранилось множество свидетельств о методах ведения боев Красной Армией. В воспоминаниях, собранных на сайте «Я помню» о ситуации под Мелитополем в 1943 году свидетельствует пехотный офицер Григорий Генкин: «…Колючая проволока в первых рядах на протяжении сотен метров, провисла от тел убитых бойцов. Пополнение шло непрерывно, но после каждой такой атаки от нас оставались рожки да ножки….прислали к нам местное пополнение из чернопиджачников… но и они не смогли пройти дальше рядов с колючей проволокой… и такое самоубийство продолжалось почти месяц. На поле перед нашими окопами было страшно смотреть, сколько там лежало убитых…»

          Не обошла участь «чернопиджачников» и жителей Бердянска и района в 1943 году. В основном бердянцы полегли на немецкой оборонной линии «Вотан» и форсировании Днепра. Линия «Вотан» проходила от Азовского моря, вдоль правого берега реки Молочной до Днепровских плавней. Командир поискового отряда бердянец Владимир Смердов говорил:

        «… по разным оценкам на линии «Вотан» погибло за полтора месяца от 450  000 до 650  000 человек [потери же немецкой стороны в ходе этой операции составили:  4 077 убитыми, 16 681 ранеными и 3 591 без вести пропавшими. Безвозвратные же потери советской стороны упоротые «дедовоеватели и можемповторители» продолжают тупо оценивать как в более 42 000 человек, а санитарные – в более 155 000. Впрочем, и 450 000, и 650 000 это ведь действительно “более” 42 000. – Прим. В.К.]. Изучив документы, я обнаружил, что десятки тысяч погибших — это 16 ‑ 17‑летние подростки. Причём, как рассказывают ветераны, в 1943 году в атаку шли с двумя-тремя винтовками на 10 человек. Остальные шли в атаку с гранатами, с сапёрными лопатками — и мы их так и находим, с этими лопатками в руках.

        А в Токмакском районе мы очень часто находили и такое вооружение у наших бойцов: деревянные палки с прикрученными к ним проволокой стальными заточенными штырями. Они с копьями шли на пулемёты и танки!

        Женщины-штрафники, могилу которых мы нашли в немецком блиндаже под Чапаевкой. По костным останкам определили, что им было всего по 17 18 лет. Я был потрясён: на смерть шли молодые девчонки!» 

        Мобилизованное в 1943 – 1944 годах население освобожденных от нацистов территорий в Красную Армию, которое называли «черными пиджаками», «черной пехотой», «черными свитками» умышленно посылали на смерть, это было очередное преступление сталинского режима против своего собственного народа. 
          По свидетельству Владимира Смердова ветераны рассказывали, что тела тех, кто в октябре 1943 года, при освобождении региона, погиб за пределами населённых пунктов, оставались лежать в полях до весны. Но нужно было пахать и сеять — женщинам и подросткам из близлежащих сёл пришлось хоронить погибших. Все поля были усеяны тысячами тел. Трупы привязывали к корове, и она тащила их к силосным ямам, блиндажам, окопам, где их и закапывали. Когда через несколько дней корова обессилела и стала падать, женщины начали носить тела вручную. Но сил не было и у них, потому они стали делать так: выкапывали небольшую ямку возле трупа, сталкивали его туда и присыпали землёй. А через два дня по полю шли трактора с плугами. Возле каждого плуга ставили человека, который специальным крюком снимал с плуга человеческие внутренности…

        Старожилы свидетельствовали, что при форсировании реки Молочной, глубина которой до двух метров, тела погибших громоздились на полтора метра выше уровня воды. Две недели вода текла красная от крови: по этим телам пускали технику, танки, тянули пушки, бежала пехота…

          

         Фото 1. Карта Восточного фронта 2-ой Мировой войны в июле –декабре  1943 года. Красная зигзагообразная линия – т.н. Восточный вал („Ostwall“)  - немецкая линия обороны, состоящая из двух рубежей – позиции «Вотан - Wotan-Stellung», и позиции «Пантера - Panther-Stellung». Позиция Вотан - Wotan-Stellung, названная в честь Вотана – Одина - верховного бога в германо–скандинавской мифологии (на шведском - Oden, на старосаксонском - Woden, на старофранкском - Wodan, на немецком -  Wotan), проходила от Азовского моря по реке Молочной и далее по Днепру.  

        Позиция Пантера - Panther-Stellung проходила от поселка Идрица в Псковской области, по реке Великой, по Псковскому и Чудскому озерам и реке Нарва.


          

          Фото 2.
Карта Восточного фронта 2-ой Мировой войны с расположением немецкой линии обороны «Votan» и линии советско-германского фронта по состоянию на 15 сентября 1943 года.

          К сооружению этих оборонительных позиций гитлеровцы приступили 12 августа 1943 года – в ходе Курской битвы (5 июля 1943 – 23 августа 1943), когда уже был ясен ее исход. И уже к середине сентября 1943 –го года было построено свыше 6 000 полевых укреплений, из которых лишь 800 были бетонными ДОТами – долговременными оборонительными точками, остальные были древо-земляными ДЗОТами. Участок от Молочного лимана Азовского моря вдоль реки Молочной до Днепра близ Запорожья, общей протяженностью около 180 км, блокирующий советским войскам доступ к оккупированному немецко-румынскими войсками Крыму, был огражден рядами проволочных заграждений и защищен противотанковыми рвами.




          

          Фото 3. “К выполнению работ по сооружению в августе – сентябре 1943 года позиций Восточного вала („Ostwall“) нацисты привлекли десятки тысяч советских мирных граждан и военнопленных красноармейцев. Автор этого фото (1942 г.- ?) – известный немецкий военный репортер Артур Гримм (1908, Рехау - после 1990).



          Сталинский режим тупо уничтожил большое количество мужчин Бердянска и всего нашего региона, например, в село Юрьевку* ни один из мобилизованных в 1943 году не вернулся. По данным краеведческого музея (публикация в газете «Город») в годы войны с Бердянщины мобилизовали порядка 10 тысяч человек, большинство забрали в «штрафники» в сентябре 1943 года. Моему деду Алексею Алексеенко, жителю Приазовского района «крупно повезло», его под Мелитополем тяжело ранили, и только благодаря своему богатырскому здоровью чудом остался живым, и тем самым смыл кровью свое «предательство» за пребывание в 1941 году в немецком плену, до конца своих дней страдая от полученных ран.

        Тема войны и оккупации Бердянска до сих пор фальсифицируется местными пропагандистами, город разрушали и убивали людей не только немцы. 

        Ни в одной из их публикаций не указано, что перед приходом Красной Армии 14, 15, 16 сентября 1943 года Бердянск бомбила 1 – я и 3 – я эскадрильи 38 – го бомбардировочного авиационного полка 219 – й бомбардировочной дивизии, когда в городе немецких и румынских частей уже не было. Но для сталинских полководцев мирное население города не представляло никакой ценности, решили на всякий случай зачистить территорию.

          Вместе с подразделениями Красной Армии, в город зашли смершевцы, нквдисты, политотделы…       

              Очевидно в этот же период произошла очень темная и запутанная история бердянской семьи Шевцовых, в убийстве которой сталинские пропагандисты обвиняют отступающих немцев. Участники социальной группы «Бердянск в старых фотографиях» в фейсбуке давали комментарии по поводу этих событий, указывая, что семья Шевцовых была расстреляна смершевцами, как семья предателей. Этим утверждениям у нас есть все основания верить. Еще в мае 1943 года Сталин разрешил убивать не только коллаборантов, которые сотрудничали с немцами, но и семьи предателей. Одной из таких семей была семья Шевцовых, глава которой Николай Шевцов служил у немцев. О том, что Шевцов служил у немцев свидетельствует Яновский Г.Г., коренной житель Бердянска в своих воспоминаниях. Бердянец Николай Шевцов служил в так называемом подразделении Хиви (Hilfswilliger, желающий помочь; Ost-Hilfswillige, восточные добровольные помощники) — так называемые добровольные помощники вермахта) вспомогательные части, занимались в основном тыловым обеспечением войск. 

          После убийства семьи Шевцовых смершевцами, политотдел, вероятно решил сделать репортаж о «зверствах фашистов», пригласив фотокорреспондента. (О том, что этот снимок сделал известный фотограф Евгений Халдей**, автор знаменитых постановочных фотографий, таких как водружение знамени над Рейстагом, опубликовано в «Энциклопедии Бердянска» и других книгах – авт.). Кроме общей съемки похорон семьи, фотокорреспондент нарисовал звезду на лбу ребенка и сфотографировал. Участник вышеуказанной группы писал: « Рисовал звездочку фотокор. Рисовал угольком. Мне моя родная тетка рассказывала, она сама видела. Нарисовал, сфоткал, повернулся и ушел. Так малыша с нарисованной звездочкой и похоронили, побоялись стирать. Смершевцы и политруки наблюдали и контролировали похороны».


         

        Фото 4. Бердянск послеоккупационный. 1943 год. Сентябрь. Похороны семьи Шевцовых.

 
        Таким образом появился знаменитый кадр – обвинение, который был якобы представлен на Нюрбергском процессе с таким пояснением:

        «Нацистские изверги вырезали звезду у пятилетнего Вити Шевцова, а затем убили малыша». (О том, что этот снимок был предъявлен на Нюрбергском процессе написано в сборнике «Бердянск. Взгляд через столетие» - авт.)

 
       

        Фото 5. Бердянск послеоккупационный. 1943 год. Сентябрь. Расстрелянная семья Шевцовых. 

        
        Эту фальшивку до сих пор публикуют местные фальсификаторы истории города в различных изданиях к юбилею города и публикациях. Сам Евгений Халдей об этом снимке никогда не упоминал, на его сайте много знаменитых на весь мир фото, но «мальчика» со звездой на лбу нет. Так в далеком 1943 году сталинские пропагандисты родили «распятого мальчика», но оказалось, что это был снимок девочки…Понятно, что смершевцы сами придумали версию убийства этой семьи немцами, и открытие архивов спецслужб в ближайшем будущем расставит все точки над і. В нашем распоряжении есть разные копии документов из областного архива, а также личного архива краеведа Е. Денисова.

        Так в докладной записке заведующей бердянской школы №4 «О зверствах немцев над детьми» полет фантазии превзошел штатных политработников:

        «…семья Шевцовых: бабушка, дедушка, тетя, мать… Коля 5 лет, Валя 2 – х лет… У детей всех на одном виске была рана от пули, на другом вырезана пятиконечная звезда, посредине штыковая рана. Кроме того штыковые раны были на шейке и под подбородками. Очевидно, варвары поддевали детей на штыки…». Другие «очевидцы» рассказывают о «разрывных пулях», которыми были убиты дети…

        В списках убитых бердянцев 1944 года (см. ссылку на список) указан мальчик 4 – х лет, только Шевцов Витя, а не Коля, как указано в докладной. В списке обозначен день их смерти – это 16 сентября 1943 года (т.е., когда нацистов в Бердянске уже и близко не было. - Прим. В.К.) с надписью «при отступлении». Согласно Акта от 30 сентября 1943 года «О зверствах учиненных немецкими фашистами, при отступлении из гор. Осипенко» составленном членами комиссии (горком, комсомол, врач, священник московского патриархата) «на основании осмотра мест злодеяний и опроса представителей населения». В Акте указано, что по улице Украинской было обнаружено 15 трупов принадлежащих 4 – м семьям, родственники считают, что эти люди были убиты за нежелание эвакуироваться…(мы полагаем, что это семьи коллаборантов – авт.) убиты семья Шевцовых – отец, мать, дочь, невестка и двое детей пяти и двух лет… На лице ребенка Шевцовой Валентины 2 – х лет вырезанная пятиконечная звезда. В дополнительном Акте от 2 октября 1943 года свидетели указывают, что убийства происходили 13 сентября 1943 года (в списке убитых 16 человек). По показаниям Прасковьи Тодосенко по улице Дачной, 17 было убито 9 человек из города (микрорайон Лиски раньше считался пригородом – авт.) скрывавшихся в этом доме, а именно: семья Шевцовых – 6 человек (!) и трое Евдокимовых; все они были перевезены в город на Украинскую, 22 (!) . Спрашивается, зачем несколько семей свозить в одно место?… В «Списке убитых бердянцев» дата их смерти 16 сентября, а в Акте 13 сентября…

        В сети была найдена статья в газете «Город» под названием «Витенька, Валенька, цветочек аленький…» с фотографией «мальчика». Статья носит характер художественного вымысла и по признанию самого автора Владислава Шалеева не претендует на доскональную документальную точность, при этом выразил сердечную благодарность директору краеведческого музея Ноздриной Л.Ф. за предоставленные архивные материалы. В этой статье злой фольксдойче Антон Дрессель является виновником гибели семьи Шевцовых, вот выдержка из статьи:  

        «Дрессель связал Нине (маме убитых детей – авт.) руки, задрал платье и стянул с неё нижнее бельё. Он насиловал её, страшно ругаясь матом на весь дом. Рядом на всё это молча смотрел беспомощный маленький Витя, у которого из глаз капали слёзки, и он только время от времени тихонько всхлипывал….» и так далее, при этом по версии автора глава семейства Николай Шевцов служил не у немцев, а воевал в Красной Армии и погиб…
        В документальном фильме 1976 года «Бердянск – город солнечный» мельком показали вышеуказанную фотографию с такими комментариями: «фашисты выжигали и вырезали все советское… из 30 – ти тысяч жителей города – 20 тысяч угнано в рабство, а 6 тысяч убито насмерть», т.е. документалисты, видимо с подсказки местных партийцев оставили в городе 4 тысячи населения и эту статистику приводят по сегодняшний день.

        В сетях интернета фото семьи Шевцовых позиционируется как «Жертвы УПА. Волынская резня» из села Липники.(!) В частности на сайте очередного путинского «патриота», который достойно продолжает методы сталинских фальсификаций также выставлено это фото, вот его одна из цитат: « Скажу даже так - на бывших украинских территориях Новороссии Бандеровский режим ублюдков там точно не приживется», т.е. если при Сталине у детей звезды вырезали немцы, то при Путине, конечно же «бендеровцы» … «Гуляет» эта фотография и на польских сайтах, понятно, что не бердянский «мальчик», а «Волынская трагедия» с убитым бандеровцами «мальчиком». Так, что дело сталинско – сусловских пропагандистов живет и процветает.

        Как мы уже указывали, поиск фотографии Вали Шевцовой со звездой на щеке на сайтах посвященных деятельности Е. Халдея не увенчались успехом, а в 8- ми томнике «Нюрбергский процесс» в указателе имен Шевцовы отсутствуют, что ставит под сомнение демонстрации этой фотографии обвинителями и авторство снимка…

        

        Фото 6. Агитлистовка Главного Политического Управления РККА 1943 г.

Текст ее с фото Вали Шевцовой из Бердянска гласит:

             У двухлетней Танечки Селивановой тоже выко-

лоли глазки…

          Может быть, немцы воображают, что им это сойдет?!

          Может быть, они думают, что можно без-

наказанно жечь, душить, расстреливать наших со-

ветских детей, радость нашу, смену нашу?!

          Нет! «Мы заставим немецких преступников дер-

жать ответ за все их злодеяния!» Так говорит

Сталин. В этих словах – великий гнев всего на-

шего народа.                                                                                                                                                                                                 
         Пусть ответят собаки тысячами своих поганых

смертей! Пусть захлебнутся в своей черной крови!

         Товарищ! Сколько бы ты ни уничтожил фаши-

стов, этого еще пока мало. Разъяренный враг еще

дышит, злобствует. Он никогда не был так свиреп,

как сейчас. Он остервенел хуже бешеного волка.

         Почему? Потому, что чует свою близкую гибель!               

         Бей немца, товарищ!  Бей их, проклятых, до

конца! За Витю Шевцова! За расстрел трехлетнего

мальчика в Рославле! За выколотые глазки Нины

и Танечки! За тысячи советских людей, замуро-

ченных немцами .. ….., задушенных в душе-

губках. За свою семью! За село! За счастье Советского

Союза – мщение и смерть гитлеровскому зверю!

         ПРОЧИТАВ,

ПЕРЕДАЙ ТОВАРИЩУ

Главное Политическое Управление Красной Армии

Смерть немецким оккупантам!

          ОТОМСТИМ ПРОКЛЯТЫМ УБИЙЦАМ

СОВЕТСКИХ ДЕТЕЙ!

          ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ!

             Смотри и запомни на всю жизнь! Ты видишь

 на снимке застреленного немецкими злодеями

пятилетнего Виктора ШЕВЦОВА. На его лбу нем-

цы вырезали пятиконечную звезду. Они при от-

ступлении из города Осипенко (Бердянска) рас-

стреляли всю семью ШЕВЦОВЫХ, проживавших

в доме по  Интернациональной улице. Не поща-

дили изверги ни старых, ни малых. Много и дру-

гих советских детей в городе Осипенко погибло от

 рук фашистских палачей. Всюду тянутся следы

их кровавых преступлений. 

***

          Кроме убийств, репрессий и мародерства освободители начали фильтрацию населения, организовав для этого в Бердянске фильтрационную тюрьму, которая просуществовала до 1947 года.

          Не обошлось без жертв и у военнослужащих: погибли краснофлотцы на ведущем бронекатере, напоровшись на мину в заливе, а также в результате неосторожного обращения с миной в районе современного Военного городка погиб пехотинец. Их похоронили на территории центрального сквера (современный парк Шмидта).

          Что касается поджога немцами домов и зданий города сразу после отступления, то воспоминания свидетелей этого преступления также весьма запутанные и противоречивые. Князев О. К. в интервью газете «Город» по этому поводу говорил:

        «...нужно признать, никакого героизма в этот период не было. Горожан охватил страх. Местному населению было предписано собраться в колоны и двигаться на Мелитополь. Ничего хорошего от этого приказа не ждали. Но кто-то выполнил его, кто-то ушел в камыши, виноградники и прятался. Никаких боевых действий не проводилось. Немцы уходили сами и беспрепятственно разрушали Бердянск. Люди знали, что город жгут, но никто этому даже не пытался препятствовать. А между тем, команды поджигателей были весьма немногочисленны. Процесс выглядел следующим образом. По улицам двигался автомобиль с цистерной, наполненной бензином. Помимо водителя в таких командах был один, максимум два человека. И вот водитель оставался за рулем, а другой немец брал ведро, наливал в него бензин, подходил к дому, разбивал палкой окно, выплескивал внутрь бензин и поджигал его. Многие дома в Бердянске (и наш в том числе) были выстроены в виде буквы «П». Поджигали их немцы с фасадной части. И отсюда огонь уже распространялся по всему дому…».

        Население города, как и в начале войны перед приходом немцев опять оказалось между «молотом и наковальней». Коммунисты и нацисты в период отступления использовали одну и ту же тактику выжженной земли, на местное население им было глубоко «наплевать».


         

          Фото 7. Бердянск послеоккупационный. Сентябрь 1943 года



          

        Фото 8. Бердянск послеоккупационный. Сентябрь 1943 года

            

        Фото 9. Бердянск послеоккупационный. Сентябрь 1943 года

       
          Так был ли праздником для бердянцев день 17 сентября 1943 года, после которого многие семьи лишились своих отцов, братьев, сыновей? Изгнание нацистов – значительный день в истории нашего города, но на наш взгляд никак не праздничный. Местному самоуправлению  целесообразно установить для праздника «День города» другую дату, например в начале курортного сезона, а 17 сентября днем памяти.

        Владимир Карпенко -  историк-краевед, подполковник внутренней службы в отставке. Окончил исторический факультет Запорожского госуниверситета. По окончании университета работал учителем в средней школе. С 1997 года – сотрудник департамента по исполнению наказаний.  В 2005 – 2011 гг. - начальник Бердянского горрайонного отдела уголовно-исполнительной инспекции. Автор большого числа публикаций историко-краеведческого содержания в украинских, запорожских и бердянских интернет-изданиях, газетах и сборниках. В 2011 году вышла в свет его книга: «Правоохранители и суд Азовской Пальмиры: от царей, до вождей».

       

        Примечания В.К.

 

        * Село Юрьевка находится на левом берегу реки Лозоватка в северо-восточной части Приморского района Запорожской области, в 33 км от Приморска и в 13 км от железнодорожной станции Елизаветовка. Основано  в 1860 году на месте ногайского поселения Беш-Аул государственными крестьянами из села Николаевки Бердянского уезда, переселенцами из Ахтырского уезда Харьковской губернии и Днепровского уезда Таврической губернии. В 1906 году в Юрьевке Бердянского уезда значилось 340 дворов и 2 353 жителя. Ныне в селе проживает… около 900 жителей. Столь значительное уменьшение людности  села не в последнюю очередь связано с Голодомором 1932-1933 гг. и с гибелью всех мобилизованных в 1943 году мужчин.

 

        ** Более чем вероятно, что упорно приписываемое на протяжении многих десятилетий бердянскими пропагандистами авторство этого фото – Евгению Халдею, не более чем плод их фантазии.  



         



Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Размещаю отнюдь не в качестве комментария (а исключительно в качестве дополнительной информации для осмысления думающими читателями случившегося с СССР в 1941-1945 гг.) извлечение из интервью нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, данное ею российскому журналисту Алексею Мунипову после премьеры в Штутгартской государственной опере - Staatsoper Stuttgart проекта «Борис», соединившего первую редакцию «Бориса Годунова» Мусоргского с оперой Сергея Невского «Время секонд хэнд» по одноимённой книге С. Алексиевич. И опубликованного русскоязычным интернет-порталом «Медуза – Meduza» 18 февраля 2020 г. - https://meduza.io/feature/2020/02/18/ya-vsyu-zhizn-prozhila-v-strane-politsaev

    — Алексей, я всю жизнь прожила в стране полицаев. А что такое Беларусь, по-вашему? Тысячи белорусов служили в полиции. Не надо думать, что у нас все уходили в партизаны и только отдельные предатели… Это ведь как происходило? В село заходят немцы, забирают всех молодых ребят — и те становятся полицаями. К тому же дают им еду, хорошую одежду, а рядом мучаются голодные матери, братья, сестры…
    Большинство из них не боролось против партизан, этим занимались отряды СС и иногда вермахт, то есть действующая армия. Партизан бомбили с самолетов. Идти полицейским отрядом против партизан в наших белорусских дебрях — чистое самоубийство. Так что эти деревенские полицаи сидели в своих местечках, как в крепости, лишь иногда выбирались, если случался подрыв [железнодорожного] полотна. Они не всегда выполняли карательную функцию. Хотя и такое было, конечно

    — Моя бабушка родом из белорусской деревни. У нее тоже был опыт жизни в партизанском отряде, и она рассказывала жуткие вещи — про женщин, которые бросали своих грудных детей в лесу, про то, как они прятались от немцев в ледяных болотах… Но мне показалось, что сложнее всего ей было рассказывать про то, что партизаны вовсе не были ангелами. Про то, как они грабили по ночам деревни. Там вообще было очень много немотивированной жестокости. Но ее всю жизнь приучали к совершенно другому способу рассказывать про это…
    …А простые женщины легко рассказывали, что днем боялись немцев, а ночью — партизан. Партизаны-то еще и страшнее: немца можно уговорить, а партизана — никогда.
    Ведь кто такие партизаны? Они ведь далеко не сразу сложились в какое-то подобие военных отрядов. Поначалу это просто были полубандитские группы. Просто мужики с оружием, вот и все. Хорошо, если во главе оказывался бывший окруженец с нормальными взглядами, а так-то… Помните, у меня в книге «Время секонд-хенд» есть история про Розочку? Восемнадцатилетнюю еврейскую девушку прислали из Москвы, она была связисткой. С ней спали все партизанские командиры, а потом, когда она забеременела, просто пристрелили на опушке. Вся моя деревенская жизнь состоит из этих рассказов.
    И эти истории про детей, которых оставляли на кочке, я тоже помню. Ведь они кричат, плачут, немцы могут услышать, а так у него как бы есть шанс на спасение. Хотя какое спасение? И потом все в деревне помнили эти истории. С кем произошло, как… Но на войне все притупляется. Это испытание человека в совершенно нечеловеческих обстоятельствах. Не думаю, что у людей, прошедших войну, все в порядке с психикой. Это просто нечеловеческий опыт.
    — Она мне говорила, что при немцах у крестьян впервые в горшке появился кусок мяса. А при Сталине все забирали. Вот такая правда жизни. Просто надо ее подать так, чтобы не оттолкнуть читателя. Понимаете, в рассказывании ужасов есть предел, после которого ты просто не будешь читать. Это очень важно. У меня нет и не было задачи собрать побольше кошмаров. У нас просто такая история, что зайди буквально в любую семью и услышишь такое…

    P/S Это-то интервью и подвигло кое-кого из возомнивших себя знатоками партизанской жизни, наспех надергать всякой хр…тени о партизанах из Википедии, и представить ее в качестве альтернативы.

  • Господа,
    дискуссию под этой статьей предлагаю считать исчерпанной,- более 30 комментов.
    Переходим к обсуждению новых поступивших рассказов- тем более, что многие здесь участвовавшие, под ними ещё не отозвались.
    С наилучшими пожеланиями,
    В.А.

  • Не собирался больше ни на что реагировать. Но теперь вынужден. На этот комментарий (18 Май 2020 - 11:16:55) г. Кравченко.
    Я более 20 лет в журналистике. В основном занимаюсь общественно-политической. Сталкивался с «наездами» и угрозами гораздо более страшными, нежели эта.
    Тем не менее, по журналистской привычке запечатлел этот бред и угрозы, и уже отправил адвокату и доверенным лицам.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 19 Май 2020 - 16:45:30 Кумбарг Александр
  • Кумборгу А.В. на Воскресенье, 17 Май 2020 - 16:11:13

    ...Я говорю о всех действиях антинацистского Сопротивления – о Красной Армии, партизанах, подпольщиках. Речь не идет о какой-то одной диверсионной операции – в Одессе или других регионах. Что касается конкретного случая, о котором Вы говорите, то деятельность этих людей, не покорившихся врагу, безусловно, является Героической. Никакой подлой провокации здесь не вижу. А Вы полагаете, что всем нужно было побыстрее сдаться? Может, всей страной нужно было сложить оружие еще 22 июня?! И ждать, когда «марсиане» придут освобождать?! – Кумборг А.В.

    - За деятельностью этих "героических" партизан и подпольщиков, в числе которых были и Ваши ближайшие эн-ка-вэ- дешные родственники, зачастую следовали карательные акции оккупантов в отношении мирного населения – с массовыми расстрелами мирных граждан, с тысячами сожженных вместе с людьми белорусских деревень, с Киевским Бабьим Яром, с миллионами погибших от голода советских военнопленных. – В.К.

  • Уважаемый Валерий!
    1. Под личной инициативой по эвакуации я имею в виду не только поезда. Ведь известна масса случаев, когда люди, не попав в поезда, выбирались «своим ходом» – на телегах, пешком, пытались укрыться в близлежащих селах. Это были те, кто себя «под нацистами» не видел.

    2. Я говорю о всех действиях антинацистского Сопротивления – о Красной Армии, партизанах, подпольщиках. Речь не идет о какой-то одной диверсионной операции – в Одессе или других регионах. Что касается конкретного случая, о котором Вы говорите, то деятельность этих людей, не покорившихся врагу, безусловно, является Героической. Никакой подлой провокации здесь не вижу. А Вы полагаете, что всем нужно было побыстрее сдаться? Может, всей страной нужно было сложить оружие еще 22 июня?! И ждать, когда «марсиане» придут освобождать?!

    Да, убийства немцев, румын стимулировали ответный террор против заложников для устрашения. А без этих терактов «немецкий санаторий» ждал одесских евреев, коммунистов, военнопленных и «случайных прохожих»?! Гитлер вторгся в СССР, чтобы улучшить жизнь советского народонаселения и лишь «подлые провокации» несломленных людей этому помешали?!

    Полагаю, Вы знакомы с планируемым «арийским решением вопроса». Речь шла отнюдь не только о евреях и ромах. После войны часть славян и представителей других национальностей СССР были бы уничтожены, а остальные стали бы рабами.

    Хотя нацистам тактически и выгодно было производить на большую часть местного населения более благоприятное впечатление, чем большевики, но сплошь и рядом они срывались на террор, что приводило к еще большему сопротивлению со стороны советских граждан. В этом озлоблении населения, кстати, и заключалась одна из крупнейших ошибок нацистского режима, приведших его в итоге к краху.

    А, если Вы углубитесь в одесскую историю оккупации, то узнаете, что расстрелы и сжигание советских людей начались еще До (!) 22 октября.

    3. Советско-немецкая война – схватка двух тоталитарных режимов. Но нацизм для советского человека был худшим из двух зол, его победа означала уничтожение всей человеческой цивилизации на территории СССР. Демократическое международное сообщество тоже поддержало советских, а не немецких.

    И нужно отделять Героев – воинов, партизан, тружеников тыла – от сталинского руководства!

    У Вас же не нашел никаких похвальных слов в адрес Красной Армии, всего массового движения сопротивления, как и осуждения коллаборационизма. О зверстве нацистов вспоминаете только в контексте их ответа на сопротивление.

    4. У меня сложилось мнение, что для Вас меньшее зло – это нацизм. А селяне так и вообще считали, что «только и пожили тогда по-людски». Вероятно, особенно те из них, у кого на фронте погибли родные или кто был угнан на каторжные работы в Германию.
    В одной только Украине по разным данным от военных действий, репрессий, голода, болезней, вредного производства погибло не менее 3-4 млн. мирного населения.

    5. Из Ваших рассуждений, заверений о присутствии в Бердянске «объективных» исторических паразитов», делаю вывод, что Вы предпочитаете свои негативные эмоции к советскому строю, а не поиск истины, которая обычно посередине. Из-за столь явного расхождения позиций дальнейшую нашу дискуссию по этому вопросу считаю излишней.

    Всего Вам доброго!

  • ОТВЕТ г.Кравченко и г.Кумбаргу
    Господа,
    в статусе нашего сайта значится- (О сайте- П.4):
    " Не допускается переводить дискуссию на обсуждение личных качеств собеседника, критика должна быть обоснованной...и т.д.)
    Тем не менее, г.В. Кравченко перешел на недопустимый тон с переходом на личность в комментарии -18 Май 2020 - 11:16:55 под этой публикацией «Послеоккупационный Бердянск. 1943 год».
    Сожалею, что интересная дискуссия об исторических и идеологических проблемах завершилась откровенно резкими на оппонента нападками, словно его родственники виновны в трагедии " Катыни, и к уничтожению древнего Киева" и др. позорным страницам истории?! Господа, призываю к сдержанности. Или к переходу на юмор – но доброжелательный.
    С наилучшими пожеланиями,
    В.А.

  • За это послание, уважаемый Александр Викторович, благодарен Вам еще более чем за предыдущее. Хотя LG свою успешно отремонтировал еще вчера, но дел по дому как всегда – тьма. Да и на день памяти геноцида крымский татар надо отреагировать, к которому Ваши многочисленные эн -ка-вэ-дэшные близкие родственички, уверен, прямое или хотя бы косвенное отношение имеют. Как, впрочем, и к Катыне, и к уничтожению древнего Киева, и к подрыву румынской военной комендатуры в Одессе. И благодаря которым Вы, уважаемый, и оказались в Одессе, а не где-то в Беларусской тьмутаракане. Поэтому запаситесь терпением, корвалолом, на всякий случай (чтоб Ваши asd-подельники из числа все еще многочисленных дедовоевателей и опять повторителей не упрекали меня потом в излишней жестокости), и ждите ответку к вечеру. Или к утру. Всего Вам доброго! - В.К.

  • 1. Спасибо за подробный ответ, уважаемый Валерий. Да, хорошо известно, что советские власти организованно вывезли лишь часть населения. А вот дальше многое зависело от личной инициативы. Одни стремились выбраться с территории, куда завтра придет враг, а другие решили там по своей воле остаться. Вот об этих «других» я и призываю тоже не забывать и разбираться в особенностях их действий в оккупации… - Кумбарг Александр, Четверг, 14 Май 2020 - 22:46:52

    - Эвакуированная часть населения СССР составила около 10% от оказавшихся под оккупацией граждан СССР. Подавляющая часть этих 10 % были квалифицированными работниками эвакуируемых на восток предприятий, членами семей начсостава РККА, членами семей работников НКВД, членами семей ответственных советских и партийных работников, ну, и, конечно же, и особо одаренными из “инициативных”.
    Чтобы эвакуироваться по личной инициативе, не будучи квалифицированным работником или членом семьи ответственного советского работника, надо было в райисполкоме по месту регистрации, выстояв многотысячную очередь, получить спецразрешение на эвакуацию, а также специальный пропуск на проход к стратегическому объекту - перрону ж/д вокзала (ж/д станции). Абы кому такие разрешения не выдавались. К тому же, наличие таких документов совершено не гарантировало место в вагоне уходящего на восток поезда. Разве что за взятку.

    2. Вы пишите, что когда в 1943 году РККА стала приближаться к Бердянску, то «все население города снялось и едва ли не в полном составе пошло вслед за оккупантами на запад». Вот это-то и интересно. Когда приближались немцы – не ушли, а, когда приближались советские – ушли. И не ждали организованного вывоза. Вот здесь и нужно реалистично разбираться в причинах. Кстати, если почти все население ушло вслед за немцами, то кого же призывали советские на убой? Или вылавливали на дорогах? - Кумбарг Александр, Четверг, 14 Май 2020 - 22:46:52

    - Уходили за Днепр преимущественно жители городов, в той или иной мере "запятнавшие" себя работой на оккупантов - работники разного рода предприятий, кустари, врачи, учителя, артисты… Но уходили за Днепр, это не значит, что туда доходили. Ведь пройти 100-200-300 и более км. едва ли не по колени, по пояс в осенней грязи в многотысячной колонне по обочинам дорог (по проезжей части двигались военные колонны. - Прим.) было не так просто. Транспорт же немцы с румынами уходящим бедолагам не предоставляли. Хотя и делали иногда исключения. Как, например, для труппы Полтавского музыкально-драматического театра, в котором значилось едва ли не три сотни артистов, включая и оперных звезд мирового уровня. Между прочим, такого числа артистов в Полтавской опере, как в годы оккупации, не значилось никогда ни до, ни после войны. Ни, тем более, – сейчас. Благодаря этому, театр благополучно добрался до областного Каменец-Подольского… Где и продолжил свои гастроли вплоть до 1944 года.

    Что же касается сельских жителей, то редко кто из них за все годы оккупации живого немца или на худой конец румына вблизи и видел. За исключением разве что сельского ортскоменданта из местных фольксдойче, прожившего всю оккупацию вместе с ними в селе без какой-либо охраны. Который вместе с местным бургомистром (обычно - бывшим председателем местного колхоза) и нескольких сельских старост (бригадиров-десятников) и организовывали отправку Вермахту ¾ собранного урожая. А ¼ на законных основаниях оставляли селянам. ¼, понятное дело, несравненно было больше 0, которым зачастую довольствовались крестьяне «при советах». Потому долго после войны можно было услышать от них: «Только и пожили тогда по-людски». Поскольку крестьяне не были столь же продвинутыми, как городские, и не чувствовали за собой какой-либо вины перед советской властью, то с приближением РККА не бежали на запад. И потому с мобилизацией в преимущественно крестьянскую по своей сути РККА у вернувшейся советской власти особых проблем и не было. Но, тем не менее, чтобы отловить и тех немногих, кто "разбежался по дорогам", советская власть из несовершеннолетней городской босоты организовала т.н. истребительные отряды, которым поручила отлавливать разбежавшихся по дорогам (по степи, по оврагам, по лесопосадкам…). Погодя все эти “истребители” в большинстве своем и стали в нашем крае ответственными партийно-советскими работниками. Но о своем "участии" в отлове людей старались... помалкивать. Впрочем, кое-кто из этих “бравых истребителей”, благополучно доживших до Победобесия, умудрился под старость все-таки оформить себе корочки участников… боевых действий. И даже получить “боевые” ордена медали. Наряду с “полагающимися” льготами.

    3. Кушать во время войны хотели все, но одни пошли в Красную армию, партизаны и подполье… - Кумбарг Александр, Четверг, 14 Май 2020 - 22:46:52

    - Уж не тех ли "героических" партизан и подпольщиков имеете в виду Вы, уважаемый Александр, которые уже после Киевского Бабьего Яра, прекрасно осознавая и хорошо отдавая себе отчет, что последует за их подлой провокацией, совершили 22 октября в Одессе несколько терактов, в том числе взорвав с помощью радиоуправляемого мощного устройства румынскую военную комендатуру и штаб румынской 10-ой пехотной дивизии, в результате которого погибло 67 людей, 17 румынских офицеров и в том числе - военный комендант Одессы – румынский генерал Иона Глогожану? – Смею предположить, что как раз этих безмозглых провокаторов, Александр, Вы и имели в виду.

    Поэтому хочу Вам напомнить, что в результате этой провокации, в совершении которой румынские оккупационные власти сразу же обвинили одесских евреев, фактически в один и тот же день октября 1941 года - и в Одессе, и в Бердянске, и в Мариуполе были расстреляны многие и многие тысячи советских мирных граждан. Среди которых в Одессе наряду с многочисленными военнопленными РККА были и случайные прохожие, показавшиеся румынам подозрительными, и одесские евреи, а в Бердянске и Мариуполе – преимущественно евреи. В том числе и эвакуированные морем из Одессы в бердянско-мариупольский "глубокий тыл". Поскольку именно в Бердянск и Мариуполь на Азовском море сразу после начала войны начали эвакуировать морем одесситов. Шел в частности в Бердянск и Мариуполь из еще неоккупированной румынами Одессы и пароход «Владимир Ленин», подорвавшийся у берегов Крыма на… советских минных полях. И на котором погибло куда больше людей, чем на «Титанике». И смею Вас, Александр, заверить, "Владимир Ленин" был далеко не единственным советским пароходом, подорвавшемся на советских минных полях в Черном и Азовском морях.
    Об этой трагедии островитяне впервые узнали из очерка «О гибели парохода "Владимир Ленин"» Леонида Ейльмана http://www.andersval.nl/konkursy/memuary-s-1-sentyabrya-2016/3871-o-gibeli-parokhoda-vladimir-lenin

    4. Буду рад, если в Бердянске есть исследования или появятся, где будет дан всеобъемлющий объективный анализ общественных настроений в городе в 1941-43 гг. - Кумбарг Александр, Четверг, 14 Май 2020 - 22:46:52.

    - Смею Вас, Александр, заверить, что в Бердянске к Вашей радости “всеобъемлющие исторические афтары" имеются. Некоторых из них мельком даже упомянул в своем очерке Владимир Карпенко. Хотя раньше таких "объективных" исторических паразитов было у нас куда больше. С ув., В.К.

    ***

    Комментарий последний раз редактировался в Суббота, 16 Май 2020 - 20:38:16 Кравченко Валерий
  • Спасибо за реакцию, Валерий. Нам всем повезло, что мы не японские шпионы.
    Спокойно ремонтируйте стиральную машину. А пообщаться, обменяться мнениями мы сможем позже, когда будет время.

  • Спасибо за подробный ответ, уважаемый Валерий.
    Да, хорошо известно, что советские власти организованно вывезли лишь часть населения. А вот дальше многое зависело от личной инициативы. Одни стремились выбраться с территории, куда завтра придет враг, а другие решили там по своей воле остаться. Вот об этих «других» я и призываю тоже не забывать и разбираться в особенностях их действий в оккупации.

    Вы пишите, что когда в 1943 году РККА стала приближаться к Бердянску, то «все население города снялось и едва ли не в полном составе пошло вслед за оккупантами на запад». Вот это-то и интересно. Когда приближались немцы – не ушли, а, когда приближались советские – ушли. И не ждали организованного вывоза. Вот здесь и нужно реалистично разбираться в причинах.

    Кстати, если почти все население ушло вслед за немцами, то кого же призывали советские на убой? Или вылавливали на дорогах?

    Кушать во время войны хотели все, но одни пошли в Красную армию, партизаны и подполье (и без них мы сейчас бы с Вами вряд ли обсуждали эти события), а другие стали полицаями, власовцами и другими пособниками нацистов. А третьи по каким-то причинам не эвакуировались в другие регионы СССР, но и не запятнали себя нацистской грязью; где-то работали, чтобы просто спасаться от голода. Необходимо отделять зерна от плевел…

    Тема на самом деле очень сложная, тонкая и многогранная. Буду рад, если в Бердянске есть исследования или появятся, где будет дан всеобъемлющий объективный анализ общественных настроений в городе в 1941-43 гг. Отношение население к советской власти, к нацистам, служба в Красной армии, советское подполье, полицаи, нейтральные горожане и т.д.
    Без нашего модного прыгания из одной крайности в другую и попыток рассмотрения истории с позиций политики.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 14 Май 2020 - 22:48:58 Кумбарг Александр
  • Более чем благодарен Вам, уважаемый Александр, за поставленные Вами вопросы. Я естественно на них с большим удовольствием Вам отвечу, но для этого мне нужно время. Может к вечеру я его и найду. Сейчас же я занят ремонтом своей стиральной машинки. Есть и иные неотложные дела по домашнему хозяйству. Но смею сразу предположить, что Вам крупно повезло, что подобные вопросы Вы задаете сейчас мне, на Острове, а не этак в году 50-ом. Или около того. – Где-нибудь на сельской сходке. Поскольку тогда Вас бы доблестные советские органы немедленно бы арестовали и попытались бы у Вас выяснить - Уж не вступили Вы, уважаемый, в сговор со мной, чтобы я получил возможность прилюдно озвучить антисоветские ответы на Ваши явно провокационные вопросы? Понятное дело, при этом Вас бы очень долго больно били, пока бы Вы бы сами добровольно не сознались, что Вы - немецкий шпион. Или на худой конец – только японский. А заодно и всех бы своих сообщников по злостному антисоветскому заговору сдали бы. С ув., В.К.

  • Дорогая Стася ! Огромное спасибо! Вы сделали мне день, как принято говорить на карантине. Я в потрясении от прочитанного "Можем повторить" Михаила Этельзона. Какой талантище?! Как можно в поэтическую форму облечь то ,что ты с трудом в своей коробке умещаешь: разночтивое прошлое и анализ сегодняшних событий, политику,настрой народа?! Эмоционально оно просто созвучно.
    Несколько лет назад , в прямом чате, в стриме, между чатовцами возник спор о предательствах русских. Так там было такое перечисление войск, групп, команд - человек был в теме-что я только и следила за их спором, потом пожалела ,что не зафиксировала такой материал для себя. Профессионал по определенной области изучения выдал свои знания на публику.
    Пока я не сказала сестре : " Обрати внимание на другую руку водружающего флаг над рейхстагом !", она и не заметила бы ничего. Это потом - удивление-открытие от известной фотографии в несколько секунд молчания.
    Это к тому ,что такой малый процент людей знают о статьях и работах Карпенко и др. Такие комментарии у Кравченко,что можно создавать отдельные влоги на Ютубе . Конечно, говорят , если умный, то сам найдет, а дураку - и не надо. А кто будет говорить эту правду? Есть история в моем роду, очень интересная. Так , пока "хвостик" не поймала. Трагично-смешная. Папа развлекал гостей, рассказывая эту историю, а я маленькая запомнила. Но, о ней сейчас никто практически не знает. Почему практически нет? Один аксакал сказал, что по той линии дедов он слышал про такого героя. Это о родственнике, которому вместо ожидаемого ордена " Героя Советского Союза" дали орден " Красного Знамени", и он," обидевшись", ушел служить к полицаям, ездил на мотоцикле. После войны он отсидел в тюрьме в Сибири, там женился и родился сын. Родственники нашли его, привезли домой, поженили(?) на казашке. Но любовь в далекой Сибири оказалась сильнее. Он уехал туда, домой, в Сибирь . Мой отец засмеялся и передал то, что сказал сын нашего героя :" Пусть только эти мамыры ( наш род " майский жеребенок-мамыртай") явятся в мой город за моим отцом, я их нахер всех перестреляю при входе!"))) Говорящий эти угрозы по понятиям Степи сам является мамыртаем . Видимо, никто не рискнул. Такая история. Но мой взгляд на эту историю, на поступок моего родственника в годы войны в течении жизни меняется.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 14 Май 2020 - 18:03:42 Адаева Айша
  • Михальской Стасе на Среда, 13 Май 2020 - 23:43:08: …“Уважаемый Валерий, такой материал надо публиковать и в широкой печати, чтобы люди знали,
    как события были на самом деле”…

    Уважаемая Стася, у меня была попытка обнародовать «в широкой печати» очерк «Между двух огней http://www.andersval.nl/publikatsii/publitsistika/1252-mezhdu-dvukh-ognej» - схожего по тематике содержания о событиях 1943 года в Приазовье - в самой крутой на тот момент украинской газете «Зеркало Недели». Вскоре после того, как «Между двух огней» был опубликован в местной бердянской газете «Азовский бульвар» и на Острове, я отправил его в «Зеркало», поставив редакцию в известность, что очерк был уже опубликован в местной печати – проинформировав, в такой способ, уважаемую редакцию самой центральной украинской газеты, что материал уже подвергся читательской экспертизе. Вскоре пришел от редактора исторического отдела «Зеркала» ответ, что их газета публикует лишь ранее нигде не опубликованное. А поскольку мой текст не эксклюзивный, то опубликовать его газета не может. Но спустя некоторое время, я чисто случайно увидел в «Зеркале» практически один к одному содранный у меня очерк, но под другим названием и под чужой фамилией. Пишу в редакцию – Как же так? - Отвечают – Не исключено, уважаемый В. Кравченко, что наш постоянный автор “N” прочитал Ваш очерк и под впечатлением прочитанного написал практически то же самое. Поначалу я расстроился, но поразмыслив, успокоился. - Я ведь, в конце - концов, писал очерк не для того, чтобы удовлетворить свой писательский зуд, а исключительно для того, чтоб про эту жуткую правду о событиях 1943 года предать огласке. Ну и предал с помощью не известного мне постоянного автора «Зеркала» “N”. - Только за один день на публикацию моего очерка, под чужим авторством, в электронной версии этой центральной украинской газеты откликнулось более тысячи, если не в несколько раз больше, потрясенных прочитанным комментаторов. Напечатан был этот материал, естественно, и в бумажном варианте «Зеркала». В первый же раз я опубликовал «Между двух огней» еще в середине девяностых в донецком «Схидном часопысе». Т.е., прежде чем появиться на Острове, этот материал прошел “экспертизу” и в Донецком осином гнезде упоротых дедовоевателей и можемповторителей, и в Бердянском. – С ув., В.К.

  • ДОРОГОЙ ВАЛЕРИЙ, СТРАШНО ЧИТАТЬ БЕСКОНЕЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ СВЯЗАННУЮ С ИТОГАМИ ВОВ. МЫ С ВАМИ ТАМ НЕ БЫЛИ И НЕ МОЖЕМ УТВЕРЖДАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ ТЕХ ФАКТОВ О КОТОРЫХ БЕЗ КОНЦА ПИШУТ И ПИШУТ ПЕРЕКРАИВАЯ ИСТОРИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КОТОРОЙ ПОГИБЛИ МИЛЛИОНЫ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ И СОЛДАТ. НАША СЕМЬЯ ПОТЕРЯЛА СРАЗУ ЧЕТВЕРЫХ КРАСИВЫХ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЭТУ ПЕЧАЛЬ Я БУДУ НЕСТИ В СВОЁМ СЕРДЦЕ ДО КОНЦА СВОЕЙ ЖИЗНИ.
    С ИСКРЕННИМ УВАЖЕНИЕМ - АРИША.

  • Уважаемый Валерий!
    Публикация отчетливо показывает реальную «ценность» человеческой жизни для тоталитарного сталинского режима. Такие вещи нужно давать читать любителям Сталина, которых, как мы знаем, до сих пор очень много в постСССР, особенно в России. Причин для этого множество – и это отдельная тема.

    В то же время, как мы знаем, далеко не все оставшиеся в оккупации задержались там из-за невозможности выехать, болезней, возраста и т.д. Много было и тех, кто ждал приход нацистов – кто-то из нелюбви к советской власти, кто-то думал, что «Советы уже проиграли», кому-то просто было безразлично «при ком жить» и кому служить.

    С моей точки зрения, материал бы выиграл, если бы параллельно в нем – хотя бы кратко – были приведены и данные о количестве бердянцев, прислуживающих нацистам, о том, чем конкретно они занимались и т. д.

    При этом не думаю, что даже явных коллаборантов следовало бы гнать безоружными и без подготовки на убой в бой. Что уж говорить о тех, кого обвинять в общем было не в чем. В каждом случае нужно было тщательно разбираться и принимать взвешенное решение. Хотя понятно, что во время войны это делать сложно. Но при желании варианты найти можно было. Мы знаем, что даже многие пленные немцы благополучно пережили войну.

  • “В то же время, как мы знаем, далеко не все оставшиеся в оккупации задержались там из-за невозможности выехать, болезней, возраста и т.д”… -

    - “Задержалось”, уважаемый Александр, подавляющее большинство населения оккупированных территорий. Ведь бОльшая часть населения СССР до войны, как Вы знаете, жила не в городах, а в сельской местности, откуда советская власть эвакуировала лишь скот, лошадей и все запасы продовольствия. Из городов же и местечек организованно вывозились лишь семьи партийных и советских чиновников, а также квалифицированных работников эвакуируемых промышленных предприятий. А тех, кто не относился к этим особоизбранным, оставляла на произвол судьбы, обрекая при этом на жестокий голод и холод. Поскольку при отступлении РККА в соответствие с советской тактикой выжженной земли уничтожались на оставляемой территории все электростанции, все заводы, все фабрики, все мосты, все городские коммуникации, все запасы продовольствия, все склады с топливом…

    “Много было и тех, кто ждал приход нацистов – кто-то из нелюбви к советской власти, кто-то думал, что «Советы уже проиграли», кому-то просто было безразлично «при ком жить» и кому служить”…


    - Действительно, было много таких, кто наивно полагал, что немцы с румынами наконец избавят их от советского террора. Ведь в том же Бердянске и Бердянском районе в 1932-33 гг. погибло от спровоцированного Кремлем Голодомора куда больше народа, нежели погибло за все годы немецко-румынской оккупации и на фронте. Даже с учетом погнанных на убой в 1943 году.

    “C моей точки зрения, материал бы выиграл, если бы параллельно в нем – хотя бы кратко – были приведены и данные о количестве бердянцев, прислуживающих нацистам, о том, чем конкретно они занимались и т. д”…

    - С советской точки зрения количество бердянцев, прислуживающих немцам, было близким к 100%. Это и учителя, и врачи, и работники функционирующих в годы оккупации промышленных предприятий, и даже те, кто был занят посадкой виноградников и садов. Т.е., абсолютно все, кто ради куска хлеба вынужден был где-либо работать или служить. Уличным квартальным, к примеру, - ответственным за соблюдение санитарии на свой улице. Или базарным старостой. Или бухгалтером-счетоводом в городской управе. Или научным сотрудником краеведческого музея, разместившим в выходящей при немцах городской газете несколько своих публикаций про перелетных птиц. И т.п.
    Потому то, когда в 1943 году РККА стала приближаться к Бердянску, все население города снялось и едва ли не в полном составе пошло вслед за оккупантами на запад. А в городе остались лишь немощные больные и старики, обремененные малыми детьми и, понятное дело, мародеры. И, между прочим, бердянцы были далеко не единственными такими. Уходили вслед за оккупантами за Днепр и жители иных городов Сталинской, Харьковской, Днепропетровской областей УССР. А еще раньше, в декабре, январе 1942-1943 гг. по льду замерзшего Азовского моря в сторону Запада прошли многие десятки тысяч жителей украинской Кубани, хотя в отличие от жителей Бердянска под немецко-румынской оккупацией они побывали не долгих два года, а всего-то каких-то пару месяцев. И времени на то, чтобы поприслуживать оккупантам, у них в принципе не было…

  • Все культовые фото,факты о войне ,чем нас шпиговала советская пропаганда годы и годы , становятся со временем перевертышами, фейками, от чего возникает ощущение не то брезгливости, не то ненависти.
    Проведенная скрупулезная работа В.Карпенко дает реальную жуткую картину действиям различных служб советской власти в освобожденных городах после оккупации. Когда все сводится в определенную систему из обрывков воспоминаний ветеранов, очевидцев, участников, то наступает понимание , что " Колыма победила Освенцим"
    Спасибо, уважаемый Валерий за представленную работу!

  • Все верно, уважаемая Айша, целостною картину случившегося в Украине в 1943 году можно сложить, анализируя – «обрывки воспоминаний ветеранов, очевидцев, участников», чудом дошедшие до нас сокровенные дневники современников. И лишь отчасти – документы.
    А случилось следующее: советской пропаганде надо было объяснить гражданам СССР причины поражений “непобедимой и легендарной” РККА в 1941 – 1942 гг. Вот и было велено партполитработникам в войсках объяснять причины неудач первых двух лет предательством украинского населения, вроде бы как поголовно вступившего в сговор с оккупантами (немецкими, румынскими, итальянскими, венгерскими…). Вот и была в результате этой подлости сформирована злоба и ненависть ко всему украинскому народу у командиров всех уровней и рядового состава РККА накануне ее вступления в Украину в 1943 году. Естественно, что содержание этого массированного промывания мозгов никак не могло не дойти до мирного населения, Как находящегося на оккупированной территории, так и в советском тылу. Потому и уходила Левобережная Украина в 1943 году в предчувствии грядущих жестокостей и репрессий вслед за отступающими немцами за Днепр. Потому и гнали бравые советские командиры необученных, необмундированных и безоружных украинских мальчишек и девчонок сотнями тысяч осенью 1943 года на проволочные заграждения немецкой линии обороны «Вотан». Виной которых было лишь то, что умудрились выжить в годы немецкой оккупации.
    Потому и говорили, и писали в своих сокровенных дневниках советские интеллигенты высшего круга тогда такое:

    1942 год. 4 июля. «Мы все виноваты в теперешнем положении вещей. Вся страна уже много лет голодает. Помните, как на Витебском вокзале лежали повсюду голодающие украинцы. “Панычу, хлеба”, – протягивали руку. А мы, Алексей Николаевич [А.Н. Толстой, советский писатель, “красный граф”. – Прим.], я, другие, в хороших шубах, сытые, после попоек проходили, и нам казалось, что это где-то далеко, это нас не трогало. Теперь вся страна за это расплачивается»… - Наталья Крандиевская-Толстая [(1888, Москва – 1963, Ленинград) — русская советская поэтесса и писательница, мемуаристка].

  • В ответ на: Михальска Стася Среда, 13 Май 2020 - 23:43:08
    Жаль, что Михаил перестал бывать на Острове. Видно прочитал ненароком на Острове какую-то высосанную из пальца asd – пошлятину какого-то островного литературного авторитета и слащавые комментарии под ней. И ему стало не интересно у нас. – В.К.

  • Уважаемая Айша, я согласна с Вашей оценкой статьи о зверствах с обеих сторон и о
    фабриковании фоток.
    Уважаемый Валерий, такой материал надо публиковать и в широкой печати, чтобы люди знали,
    как события были на самом деле.
    Пользуясь случаем, помещаю стихи нашего автора:
    Можем повторить
    Михаил Этельзон
    "Побеждали, победили, победим,
    никому победу мы не отдадим,
    ни союзнику, ни другу, ни врагу,
    ни на ближнем, ни на дальнем берегу.
    Потому что наши кладбища полней,
    потому что наши мёртвые больней,
    нам с морозом, и народом повезло,
    мы воюем не уменьем, а числом.

    Мы не вспомним с Риббентропом договор,
    и расстрел в Катыни – тоже наговор,
    мы не знали, что свою готовим смерть,
    посылая в Рейх зерно, руду и нефть.
    Не расскажем, как росла Адольфа рать –
    в наших школах их учили воевать,
    как мечтали, что на Запад он пойдёт,
    но случилось, как всегда, наоборот.

    Как с Германией делили материк,
    свой в Карелии, в Прибалтике – блицкрик,
    как мы Польшу разорвали в сентябре,
    и с нацистами парад не вспомнит Брест.
    Мы припомним всем, кто c нами воевал,
    но забудем, с кем был Власов генерал –
    "РОА", "РОНА", "Гренадер", "Казачий стан",
    "Русский корпус" и дивизию "Руссланд".

    Мы забудем про Лендлиз и фронт второй,
    как Европе навязали свой соцстрой,
    как солдаты, не погибшие в плену,
    отправлялись под арестом в Колыму.
    Как на танки – без винтовок и гранат,
    как по минам неизвестный шёл солдат,
    как летали, пулемёты заменив
    на лопаты, палки, брёвна! – тоже миф.

    Повторяли, повторили, повторим,
    мы ведь братья: Третий Рейх и Третий Рим.
    И когда развяжем новую войну,
    на других возложим старую вину.
    Наше прошлое прекрасно: Миру - Мир!
    Победителей не судят. Судьи – мы! "

    Не забыто ничего – не позабыть,
    с этой памятью не праздновать, а выть...
    10.05.20
    _ _ _

  • Свой оригинальный и исторически обоснованный взгляд на празднование Победы приводит автор на основе событий в Бердянске после "освобождения", с мнением которого трудно не согласиться, особенно после прочтения очередной статьи Валерия Кравченко, как всегда обоснованной приводимыми фактами, схемами и фотографиями. Последние ужасают своей правдой или сомнениями в авторстве.

    Так написать мог только исключительно благородный человек.

    Нугзар Гогитидзе

    Мое понимание дней победы, символов, парадов и прочей тупой шушеры.
    9 Мaя начинается — флаги, "деды воевали", полки и ленты.
    Дело ваше. Ваша страна, ваши понятия, вашe категорическое незнание истории.
    Начнем с того, что подняв на параде портрет Сталина — вы нагадили на могилы десятков миллионов погибших. Это факт. И с этим не спорят.
    Решив, что победили только Русские, — вы сделали это снова, в этот раз попачкав память миллионов тех, кто умирал и даже не знал русского языка.
    А теперь вот что. Маленький пример.
    ‪21 апреля Израиль поминает погибших. Всех. Это называется: День памяти. Не будет парадов. Не будет праздника.
    Не было наград, и 30 летние ветераны, прошедшие через пару войн, не обвешаны бирюльками.
    Не будет встреч с народом. Они и есть народ.
    Потому что у вас праздник. А у них — скорбь.
    Не "помню и горжусь", а "помню и скорблю".
    Никто не будет бухать за победу, орать песни и ненавидеть весь мир.
    Никто в этот день не будет вспоминать врагов. Вся страна будет вспоминать своих, а не чужих.
    Не будет танков на улицах, гостей из Мозамбика и придурковатой толпы. Будет тишина...
    На 2 минуты вся страна... вся.
    Все автобусы, машины на трассах, заводы, люди на работах и в парках.
    Молодежь в кафешках.
    Все.
    Все миллионы израильтян застынут в минуте молчания, склонив головы и поминая погибших. Всех и везде.
    И не будет "ветеранов сперматозоидных войск".
    Не будет камер и подонков-агитаторов.
    Вся страна застынет в минуте молчания и печали.
    Потому что они все знают — это не праздник.
    Побед не бывает.
    Бывают только жертвы.
    Они все воевали и официантка, подавшая вам кофе в кафе, тоже, возможно, ветеран.
    И парнишка на мойке, моющий вашу машину, тоже, наверняка, воевал.
    Они все воюют 70 лет без перерыва.
    И побеждают всегда, но никогда не празднуют победы.
    Потому что после войны остаются вдовы, сироты.
    Кто-то не родит
    Кто-то не похоронит своих родителей.
    Что праздновать?
    Они выигрывают войны, хоронят друзей, возвращаются домой и начинают снова пахать.
    Чтобы за 70 лет уйти далеко вперед многих"великих".
    Кормить их помидорами из пустыни и читать их дурость в сетях.
    Слушать об их "величии", особенности и мировом значении.
    Они просто пашут, дают технологии. Самое современное оружие.
    Самую совершенную агронауку.
    Просто работают и не болтают
    У них нет ничего, кроме песка, и они не умеют продавать свои ресурсы.
    А потом снова война.
    И снова гибнут ребята.
    И снова нет парадов.
    Просто каждый год вся страна молча скорбит.
    Наверно если весь мир поймет, что в войнах нет побед. И это не повод для радости.
    Если все научатся не радоваться смерти врага, а скорбеть по своим — может, меньше крови будет.
    Не знаю.
    Но верю.
    Если кому это не нравится — скажите им: "Когда ты отворачиваешься от чужого горя, ты поворачиваешься к своему."
    И помолитесь.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 12 Май 2020 - 9:38:42 Талейсник Семен
  • Дорогой Доктор, спасибо. С большой пользой для себя прочитал обращение Нугзара Гогитидзе, в котором он, как мне показалось, деликатно советует Вашим соотечественникам не идти на поводу у понаехавших из почившего совка и не превращать т.н. «отмечание» 9 Мая в нечто схожее на языческий сатурналий. И не превращать свою страну в то, что не удалось воплотить в жизнь тов. Сталину в 1948 году.

    И в этой связи, хочу тоже познакомить Вас с мнением по этому вопросу публициста, журналиста и политического обозревателя Виталия Портникова, равных которому в Украине и не только я сейчас не знаю:

    Застрявшая в 1945-м

    …К самому окончанию Второй мировой войны в Европе то, что происходит в мае в России, не имеет практически никакого отношения. 9 мая, день, который в Советском Союзе решили считать днем окончания войны (на самом деле, как известно, завершившейся днем раньше) – это давно уже праздник воинствующего милитаризма, оголтелого шовинизма, демонстративной ненависти к союзникам по антигитлеровской коалиции.
    Люди, которые защищали Родину во время войны и которых с каждым днем остается все меньше на этом празднике – скорее декорация, чем настоящие уважаемые герои. За 70 с лишним лет государство, которое они защищали, не удосужилось обеспечить их хотя бы жилплощадью и достойными пенсиями – хотя, конечно, удел последних ветеранов не сравним с тем зверским отношением, которого удостоились инвалиды войны в сталинском Советском Союзе.
    Молодым россиянам, конечно, кажется, что такое вот нарочитое, пафосное, театрализованное празднование дня окончания войны было всегда. Но даже я застал время, когда культ Великой Отечественной соперничал в советской пропаганде с культом гражданской войны, заметно уступая последнему. Вообще культ войны – это то, чем всегда было живо агрессивное советское общество. Вначале – гражданская, затем – испанская и финская, ну а потом началась вторая мировая…
    И все же гражданская не уступала позиций просто потому, что долгое время казалась главным подтверждением права на власть, завоеванного кучкой бандитов, подкупивших своих соотечественников лживыми лозунгами и отправивших несогласных на плаху и в лагеря. Большевики ведь действительно выиграли гражданскую войну, факт! Только вот когда их недавний союзник, Адольф Гитлер, «вероломно», как сообщил ТАСС, нарушил сердечное соглашение с Иосифом Сталиным и напал да СССР, пришлось искать поддержки у собственного народа, отказываться от многих мифов и стереотипов идеологии и вспоминать, что Советский Союз – это Россия, Украина, Беларусь, Грузия и другие страны, оккупированные красной ордой.
    Победа в войне позволила вновь вернуться ко всем этим мифам – да еще в новом, имперско-супердержавном великолепии старой лжи. Но вот только к 70-м годам коммунистическая идеология окончательно превратилась в набор слов, который никто не воспринимал всерьез, кроме какого-нибудь Суслова. Понадобился новый миф, объясняющий, почему у власти в стране продолжает без всяких выборов находиться группа проходимцев. Этим мифом и стал миф второй мировой.
    Я точно уловил этот переход от мифа к мифу. Похороны «главного» мифологического полководца гражданской маршала Семена Буденного в 1973 году по размаху и освещению было не сравнить с похоронами «главного» мифологического полководца второй мировой Георгия Жукова в 1974-м. Так, кстати, было и раньше – сравните, например, прощание с Ворошиловым и прощание с Рокоссовским. Но уже в 1975 году празднование 30-летия Победы происходило со всей помпезностью нашего времени. И в центре церемоний, конечно, был он – без пяти минут маршал Леонид Брежнев, полковник времен Великой Отечественной.
    Кстати, заметьте, что и сейчас главной фигурой празднований является полковник – Владимир Путин, хотя ни в какой войне он не участвовал, отличился только аннексией Крыма и убийствами людей в Чечне, Сирии и Донбассе. Но приватизированная кремлевскими пропагандистами акция «Бессмертный полк» позволяет полковнику пройтись во главе торжеств и Великая Отечественная война становится для него таким же доказательством легитимности режима, как и для предшественников.
    Могут задать вопрос: а почему так? А потому, что после 1945 года в истории России не было практически ничего, чем могли бы гордиться совместно народ и власть. Да, такие события можно найти – это, например, защита гражданами Белого дома в августе 1991 года, но только ведь Путин на самом деле – наследник тех, кто нападал, а не тех, кто защищал. Опыт 90-х – в том числе и опыт критического переосмысления страшной и противоречивой истории второй мировой войны – объявлен в путинской России негативным опытом, предан забвению и ошельмован как противящейся модернизации властью, так и убоявшимся очистительных перемен обществом. Поэтому и оказывается, что во всей послевоенной российской истории не находится ничего объединяющего. Лучшей иллюстрации неудавшейся российской модернизации, «застрявшего» в далеком прошлом государства и несостоявшегося общества и не подберешь…
    Виталий Портников
    REPUBLIC.COM.UA 2016-05-14
    https://republic.com.ua/article/41552-zastryavshaya-v-1945-m-kto-ostanovil-rf.html

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 12 Май 2020 - 18:00:31 Кравченко Валерий
  • Уважаемый Валерий! Очень сложная работа у краеведов... Морально сложная... Собирать картину из разбросанных во времени и событийности фактов, где многие открытия огорчают, заставляют пересмотреть страницы истории. Но не всё так просто. Со временем мы привыкаем к правде. К той, которую своё время адаптировали к нашему восприятию. Зачастую люди не готовы к переменам, они не верят всплывшим фактам. Проще всего поделить всё происходящее на две корзины - в одну сложить зло, в другую добро. И почему-то забываем, что этой усреднённой правды полузла или полудобра было значительно больше. На последних послевоенных фотографиях лица, лица... А сколько за ними судеб, потерь...

  • Действительно, уважаемая Татьяна, не только сложная, но и опасная для жизни работа у краеведов. Потому то и пошли краеведы едва ли не первыми под сталинский нож. - Уже в 1930 -1931 гг. И в Вашей Беларуси, и в Украине, и в РСФСР... И в оккупированном российской швалью украинском Славянске в 2014 году они первыми приняли на себя удар. – В.К.

  • История не может не быть подделкой. Каждый день политики заново переписывают прошлое под то, которое больше устраивает их в настоящем. История - это литературное фальшивомонетничество. В мире подделок и кавер-версий для настоящего почти не осталось места. Главное — написать историю последним. Во всём задумана фальсификация. Все это социальное мифотворчество и манипуляции общественным сознанием в скандальных контекстах в период общественных трансформаций, в эпоху кризиса и перемен. Мифотворчество — это метод формирования массового сознания. Скандальное и эпатажное смыслообразование. Как говорил Маршал Макклюэн «Пища для ума в точности как пища для тела: на выходе получается нечто совсем иное». В информационных войнах побеждают мифотворческие силы быстрого реагирования, делающие масштабные фальсификации.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Уважаемый Юрий, давно хорошо известно – «Историю фиговым листочком не прикроешь». И сколько веревочке не виться – правда все равно всплывет. – Пусть и горькая. – В.К.

  • Два тирана схлестнулись в жестоком бою,
    Как мы выжили все, до сих пор не пойму,
    Миллионы сгубили – и тот, и другой,
    Мир на грань катастрофы, поставив войной.
    А планету спасло, полагаю, лишь то,
    Что тиранам дружить меж собой нелегко,
    Пакт о дружбе они разорвали, и мы –
    Избежали германско-советской тюрьмы… :(
    ***
    С горькой солидарной памятью и самыми мирными пожеланиями,

  • Уважаемый Александр!
    Согласен с Вами и с упомянутым ранее: "никогда снова" вместо позорного "Можем повторить".
    Мне повезло сегодня послушать стрим с режиссером Смирновым и Кс.Лариной, где г.Смирнов высказал ту же мысль:
    только дебилы или бандиты могут кричать "Можем повторить" после таких потерь, которые понесла Россия в этой страшной войне. И позор в том, что мы до сих пор не знаем, 30 или 40 млн. погибло в этой войне! Где 10 млн?! Вот эта дискуссия:
    https://www.youtube.com/watch?v=WaqnKR5WF7Q
    Б.Н.

  • Действительно, Александр, советский режим нагнал на людей такого животного страху, что многие с этим страхом так и ушли в могилы. Ни с кем правдой о советско-германской бойне не поделившись. Потому-то ни при Сталине, ни при Маленкове, Хрущеве не праздновали 9 Мая. И этот день календаря был таким же днем в СССР, как, к примеру, «День Парижской коммуны», или «День артиллериста». И только когда большая часть действительных участников той бойни ушли в мир иной, этот день календаря объявили праздником. – В.К.

  • Уважаемый Валерий!
    Спасибо за предоставленные Вами материалы от автора и за Ваши личные дополнения и пояснения. По своему характеру и методике оба режима мало чем отличались друг от друга. Поэтому, если что то и преувеличено (например характер издевательств и убийств, или количество жертв) для историков конечно же имеет значение, а вот тем, кто пострадал и их родственникам достаточно и самого факта преступлений против человечества. В Ваших материалах хорошо показано, как беспощадно работает пропагандистская машина. Я тут же припомнил фильм "Враг у ворот" в котором советский комиссар, учитывая пропагандистскую конъюнктуру буквально слепил из сибирского охотника Зайцева этакого монстра, Рэмбо, Джеймса Бонда. И уже советские газеты трубили на весь мир о славном герое-снайпере. Так режимы и учились друг от друга. Гитлер у Сталина, Сталин у Гитлера. Дурное дело нехитрое.
    Н.Б.

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 11 Май 2020 - 20:24:13 Буторин Николай
  • То, на что способна была советская пропаганда, уважаемый Николай, можно судить хотя бы по известному во всем мире постановочному фото упомянутого в этом очерке Е. Халдея – «Водружение знамя над рейхстагом». В СССР – это иллюстрация мужества и героизма. В цивилизованном же мире – это фото советских мародеров, обвесившими свои руки украденными у немцев часами. – В.К.
    https://i.io.ua/img_su/large/0119/71/01197193_n3.jpg

  • Уважаемый Валерий,
    спасибо за публикацию статьи историка и краеведа Владимира Карпенко о событиях в Бердянске после освобождения города от немецко-румынской оккупации! В ней много интересных фактов, и добавленные Вами фото иллюстрируют тяжесть и бесчеловечность режима как нацистов, так и коммунистов.
    Поразила трагедия семьи Шевцовых, которые были расстреляны смершевцами, как семья предателей. Но для известного фотокорреспондента, которому понадобилось постановочное фото, не составило труда нарисовать звезду на лбу ребенка и сфотографировать. И выдать, как «зверство фашистов». Хотя участник вышеуказанной группы писал: «Рисовал звездочку фотокор. Рисовал угольком», и т.д. Так, позднее на Нюрнбергском процессе появилось знаменитое фото – обвинение с таким пояснением:
    «Нацистские изверги вырезали звезду у пятилетнего Вити Шевцова, а затем убили малыша».
    Остается сожалеть, что коммунисты и нацисты использовали одну и ту же тактику выжженной земли, а на местное население им было глубоко наплевать.
    Так жители города, как и в начале войны перед приходом немцев, вновь оказались между молотом и наковальней.
    И вот 75 лет спустя в последние годы с усилением давления со стороны силовых структур и с ужесточением режима, РФ все более скатывается на рельсы социалистических традиций и приемов, которые оказалось не так-то легко изжить, особенно, под всевидящим оком и контролем ФСБ, подпитываемого из бюджета и за счет обнищания населения.
    С наилучшими пожеланиями,
    В.А.

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 11 Май 2020 - 19:10:06 Андерс Валерия
  • В дополнение к Понедельник, 11 Май 2020 - 22:38:42 Смотреть:
    Кобзон на Донбассе, февраль 2015: «Вы бурят? Как я рад !»


    Спрашивается, что эта обгоревшая в путинских танках шваль, забыла в 2014 году в Украине? Кто ее туда послал? Зачем?

  • Уважаемая Валерия, не исключаю, что семья Шевцовых была расстреляна не потому что глава этой семьи был «хиви», и даже не смершевцами, а залившими свои глаза и мозги наркомовским спиртом рядовыми «боевыми бурятами РККА», увидевшими малолетнего ребенка. А раз малолетний, то по разумению этих отравленных советской пропагандой недоумков – от немца. А раз от немца – то не имеет права жить. Как и его мать…
    Как раз в те самые сентябрьские дни, о которых идет речь в этом очерке, когда румынские и немецкие оккупанты уже покинули наш Бердянск, на краю бердянской Матросской слободки (в самом краю улицы, которая называется сейчас улицей Чубаря) была убита многодетная двоюродная сестра моей мамы Прасковья Куриленко и ее трое (четверо?) детей, один из которых был… грудным. Муж же Прасковьи – Григорий со старшим сыном прятались в этот момент в голубятне. И потому чудом остались живы. И, к своему удивлению, ни Прасковьи Куриленко, ни ее детей – моих троюродных братьев и сестер в списке «Акта от 30 сентября 1943 года О зверствах учиненных немецкими фашистами, при отступлении из гор. Осипенко», который приводит в своем очерке Владимир Карпенко, я почему-то не обнаружил. – С ув., В.К.

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Шашков Андрей   Тубольцев Юрий  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 2
  • Пользователей не на сайте: 2,321
  • Гостей: 500