Бобраков Игорь

 

Тридцать лет идут споры по поводу того, что же случилось 14 апреля 1930 года в квартире 12 дома № 3 по Лубянскому проезду. Но прежде чем перейти к этой теме, хочу рассказать, что для меня лично значил Владимир Маяковский.

Я им увлекся в шестом классе. Его стихи лесенкой завораживали – ритмом, необычными метафорами и еще тем многим, что спустя годы случайно (а может не случайно) заставило меня заняться разгадкой его стихосложения. А тогда я просто читал у него всё подряд. Всё – что попадалось в библиотеке. Даже агитки, «Окна РОСТА» и не самые лучшие поэмы «Летающий пролетарий» и «15000000». А поэму «Хорошо» знал чуть ли не наизусть. В то время я был апологетом оптимизма, а потому строчка «и жизнь хороша, и жить хорошо» стала моим девизом.

В десятом классе я свои мысли по этому поводу изложил в школьном сочинении, в котором объяснил самоубийство Маяковского как некую роковую случайность, в отличие от самоубийства Есенина. Вот его-то кончину я посчитал вполне закономерной.   

За сочинение я получил пять с плюсом, и его наша учительница зачитала перед классом. А вот за предыдущее – про Блока – она мне поставили три с минусом. Там я рассуждал о том, что Блок – пессимист, и его не стоит изучать в советской школе.

Не прошло и месяца, как я понял, что был глубоко не прав – как в отношении Блока, так и по поводу гибели Маяковского. Я неожиданно открыл для себя совсем другие ипостаси этих поэтов. Но Блок – отдельная тема. Скажу про Маяковского.

До этого злосчастного сочинения я читал его стихи и поэмы советского периода. А тут открыл первый том его полного собрания сочинений и был совершенно ошеломлён. Я увидел совсем другого Маяковского. Но он тоже завораживал. Даже сильнее.

Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
выдумалась ты, проклятая?!

(«Флейта-позвоночник»)

Мне показалось странным, что он свою любимую называет «проклятой», но почему-то это не раздражало, а притягивало. Захотелось читать и читать дальше. И дальше было его первое крупное произведение – трагедия «Владимир Маяковский». Очень странная, насквозь футуристическая. С загадочными персонажами – Старик с черными сухими кошками (несколько тысяч лет), Человек без глаза и ноги, Человек с растянутым лицом, Человек с двумя поцелуями, Женщина со слезинкой, Женщина со слезой, Женщина со слезищей. Но я по молодости очень любил всё необычное, а трагедия как раз такой и была. Взять хотя бы монолог Старика с черными сухими кошками, заканчивающийся такими словами:

Мы солнца приколем любимым на платье,
из звёзд накуем серебрящихся брошек.
Бросьте квартиры!
Идите и гладьте —
гладьте сухих и чёрных кошек!

Метафора, как я понял позже, на самом деле проста. Поглаживание сухих и чёрных кошек вырабатывает электричество. Таким вот странным образом Старик призывает к прогрессу.

Но главное было не в этом. Я увидел Маяковского-бунтаря:

Если б вы так, как я, голодали –
дали
востока и запада
вы бы глодали,
как гложут кость небосвода
заводов копченые рожи!



А бунтовать мне тогда ох как хотелось! Я не очень понимал против чего, но многое в родной стране сильно не нравилось – тупые рожи наших престарелых правителей, какая-то спёртая общая атмосфера всеобщей лжи и возведённого в закон лизоблюдства. А в раннем Маяковском чувствовалась свежесть, им хотелось дышать.

И в тоже время до меня дошло, что менее всего Маяковский годится для апологетики оптимизма. Не случайно его первая вещь – трагедия, да ещё и названная его собственным именем. А в «Флейте-позвоночнике» он и вовсе предсказал свой конец:

Все чаще думаю –
не поставить ли лучше
точку пули в своем конце.
Сегодня я
на всякий случай
даю прощальный концерт. 

После школы Маяковский не раз приносил мне удачу. На первом курсе филфака нам дали задание разобрать стихотворение по собственному выбору. Я, конечно, выбрал Маяковского.

Все мои однокурсницы (а филфак – факультет сугубо дамский) направились в библиотеку. Я, поддавшись, общей волне, тоже пошёл туда. И увидел, как они все обложились огромными стопами книг. Это привело меня в ужас: корпеть весь день, выискивая из них то, что нужно для семестровой работы, мне очень не хотелось. Я решил расслабиться, пошёл домой и попробовал разобраться в стихотворении сам.

Через пару дней на семинаре молодая преподавательница – недавняя выпускница ЛГУ – устроила небывалую взбучку. Я заметил, что на столе тетрадка с моей работой лежит отдельно и приготовился к худшему. Педагогиня ругала наш курс за отсутствие собственных мыслей, а я уже слышал в своей голове, как она разнесет в пух и прах меня за мои крайне убогие идейки. Когда, наконец, дошла очередь до моей тетрадки, я уже был в предынфарктном состоянии. Чтобы не видеть позора, я опустил глаза, но вдруг услышал сплошные комплименты в свой адрес. Я оказался единственным, кто разобрал стихотворение самостоятельно. И получили отличную оценку.

На четвёртом курсе нам предстояло выбрать тему для дипломной работы. Я предложил нашей заведующей кафедрой Маяковского. Она уточнила, что нужно писать про поэтику. Я согласился: пусть будет про поэтику Маяковского. Она сказало, что про Маяковского уже много написано. Я возразил: много написано про Маяковского советского периода, а я готов про раннего. На том и порешили.

В начале пятого курса нас собрали на кафедре и спросили: что мы за лето сделали полезного для дипломной работы? По-моему, никто ничего не делал. И я в том числе. Но, к моему удивлению, все мои однокурсницы подробно рассказывали, какую кропотливую работу они произвели за лето, и теперь остаётся лишь завершить свои каторжные труды. Я понимал, что они нагло врут, но судорожно соображал: как же мне соврать? Меня отец воспитывал честным человеком, и хотя лгать в жизни приходилось, но не столь нагло. Тогда я подумал, что нужно сказать полуправду. И стал вспоминать: что я читал близкое по теме. Вспомнил: читал киносценарии Маяковского и книгу Сергея Юткевича «Маяковское кино». Вовсе не для дипломной работы. Мы с моим другом в то время снимали немые эксцентрические кинокомедии, которые пользовались на студенческих вечерах большим успехом. И решили замахнуться и воплотить в жизнь хоть один сценарий великого поэта. Но быстро поняли, что не потянем.

И вот пока я так соображал, дошла очередь и до меня.

И меня понесло, как Остапа Бендера в «Двенадцати стульях». Я пересказал вкратце сценарии, книгу Юткевича, но тут же сообразил, что говорю не по теме. Киносценарии Маяковский писал в советские годы, да и моя работа по стихам и поэмам, а вовсе не по сценариям. И тогда вслух задал сам себе вопрос:

– Казалось, какое это имеет отношение к моей дипломной работе?

И сам же ответил:

– Самое прямое.

И дальше я принялся разглагольствовать о том, что поэзия раннего Маяковского очень кинематографична и внутренне эксцентрична, что и вылилось позднее в киносценарии.

Я говорил, а про себя думал: как же солидные члены кафедры воспринимают этот бред. Я поднял на них глаза и очень удивился тому, что они все внимательно слушают. А один молодой преподаватель (тоже выпускник ЛГУ) даже предложил:

– Вам надо еще записные книжки Эйзенштейна почитать.

– Я как раз это собираюсь и сделать.

Я вовсе не соврал. Я действительно собирался почитать записные книжки гениального режиссёра. Но опять же – не для дипломника. Я просто обожал кино.

Моя научная руководительница – и она недавняя выпускница ЛГУ – отнеслась к моим затеям настороженно, но их одобрила кафедра, да и мне не хотелось отступать. Пришлось анализировать стихи и поэмы Маяковского, написанные до 1917 года, с точки зрения кинематографичности и внутренней эксцентрики, чего, по-моему, никто ещё чего-то подобного в отношении поэзии не делал. Так что я потопал нехожеными тропами.

Моим оппонентом назначили известного коми поэта Альберта Ванеева, что ещё более расстроило мою начальницу по диплому. Она подумала, что в его поэзии нет ни кинематографичности, ни эксцентризма, а потому он нас обоих зарубит. Опасения оказались напрасными. На защите он заявил, что работа заслуживает отличной оценки (оппонент должен лишь поставить одну из двух оценок – «уд» или «неуд»), а после, тет-а-тет, сказал, что это готовая диссертация и надо только сменить научного руководителя. Видимо, он имел в виду себя. Но я отказался. У меня были другие планы.

Через несколько лет Маяковский помог мне поступить на заочное отделение режиссёрского факультета Щукинского училища. Последний экзамен был по литературе, и на нём присутствовал будущий руководитель курса. На моё счастье, достался билет по Маяковскому. Я без подготовки пошёл отвечать, а наш будущий педагог перебил меня на середине и спросил: не кажется ли мне, что Маяковский всего лишь подражал Уитмену. Я ответил в том духе, что влияние гения американской поэзии было, скорее, опосредованным. Какие-то темы, образы и метафоры витали в воздухе того времени, и каждый ловил их как мог. Наш спор щукинскому педагогу понравился, он почему-то посчитал, что у меня режиссерский взгляд на творчество Маяковского, а потому меня приняли.

Еще через пару лет любимый поэт помог мне бесплатно заполучить целую стопку разнообразной литературы. В Сыктывкаре проходил День книги. По городу расставили столы, на которых продавалась всяческая литература, которую практически невозможно было купить в другое время. Но у меня как назло совсем не было денег. Зарабатывал я гроши, а надо было содержать семью и как-то копить на поездки в Москву на сессии в Щуке. И тут мне попалось объявление, что в одном Дворце культуры будет проходить викторина по творчеству Маяковского. Я отправился туда с намерением занять первое место и получить в качестве приза хоть одну книгу.

Оказалось, что призы дают за каждый правильный ответ. И я повёл себя очень нагло и крайне эгоистично – стал отвечать все вопросы, не давая это сделать другим, что сильно не нравилось ведущему – он меня всячески одёргивал, а в какой-то момент мы даже поругались. Он задал залу вопрос:

– Какая поэма написана Маяковским с прямым посвящением?

Я привычно потянул руку, ведущий уже решил мне слова не давать, но кроме меня, как оказалось, никто отвечать и не собирался. Пришлось ему смириться и милостиво разрешить мне сказать:

– Поэма «Война и мир» посвящена Лиле Брик.

– Молодой человек, это несерьезно, – огрызнулся ведущий.

– Как это несерьезно? Он посвятил свою поэму любимой женщине! – закричал я.

– Это  несерьезно, потому что правильный ответ: поэма «Владимир Ильич Ленин» и посвящена она Российской коммунистической партии.

Как ни странно, зал встал на мою сторону, и ведущем пришлось-таки и за Лилю Брик дать мне приз.

Впрочем, хватит хвастовства, вернёмся к теме: смерть Маяковского – это суицид или дело рук ОГПУ? Уверен: он наложил на себя руки сам. 



Мысль о самоубийстве преследовала поэта и после революции. Он предсказывал свою гибель в поэме «Про это» и молил воскресить его после смерти. В стихотворении «Сергею Есенину», посвященному самоубийству его соперника и коллеги по цеху, есть такие строчки:

Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом –
не смешок.
Вижу –
взрезанной рукой помешкав,
собственных
костей
качаете мешок.



До 1917 года он бунтовал. В поэме «Облако в штанах» (сам её хотел назвать «Тринадцатый апостол», но не позволила цензура) Маяковский в предисловии ко второму изданию пояснил, что это четыре крика: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». А потом искренне поверил в большевистскую утопию и принялся её воспевать. Но до конца он не ослеп, видел сколько вокруг «дряни и ерунды», а также «рвачей и выжиг». Критиковал это в комедии «Баня» и сатирических стихах. Но внутреннее напряжение нарастало. Одна за другой следовали любовные неудачи. Вступив в РАПП, он рассорился со своими друзьями по ЛЕФу (впоследствии РЕФу). В Ленинграде провалилась «Баня». Говорят и о провале его выставки «Двадцать лет работы». Но это не совсем так. По воспоминаниям современников, на её открытии присутствовало более трёхсот человек. Было много молодёжи, но почти никого из писателей. Только Безыменский и Шкловский. И ни одного представителя власти.

По большому счёту, всё это огорчительно, но не может служить поводом для самоубийства. На Андрея Вознесенского орал перед всем залом, махая кулаками, глава государства Хрущёв. Молодой поэт был сильно подавлен, но пускать пулю в лоб не собирался. Что ж, у всех людей, тем более у поэтов, разная психика. Я не раз проходил лечение в отделении неврозов, и заметил, что люди совершенно по-разному переживают депрессии. Одни хотят наложить на себя руки, другие – поскорее вылечиться.

Для Маяковского отсутствие признания со стороны власть имущих означало мёртвый тупик, полный подрыв его веры в идеалы, декларируемые этой властью. Он лишился последней опоры.

Попытку уйти из жизни поэт уже предпринимал, о чем писала Лиля Брик. Но пистолет дал осечку, а выстрелить второй раз он тогда не решился. О его депрессии накануне «удачного» выстрела написал Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец».  И, главное, не будем забывать, что Маяковский был глубоко трагическим поэтом и совсем не похож на памятник, установленный на Триумфальной площади в Москве. А вот Вознесенский – поэт хотя и тревожный, но без трагического мироощущения. Он даже оптимист, только не прямолинейный, без всяких там «и жизнь хороша, и жить хорошо».

Роковой выстрел произошёл почти что на глазах последней пассии Владимира Владимировича актрисы МХАТ Вероники Полонской. Она после ссоры вышла из его комнаты, он что-то прокричал, после чего и выстрелил себе в грудь. На шум сбежались трое соседей – комната Маяковского находилась в коммуналке. Никто никаких убийц не видел. Кроме того, на столе лежала предсмертная записка, написанная им загодя.



Но какие же доводы в пользу убийства предлагают сторонники этой версии?

  1. На рубашке, хранящейся в музее Маяковского, отсутствуют следы от пороха. Это самый не убедительный аргумент. После гибели поэта эта рубашка хранилась у Лили Брик, и только в 1950-е годы она передала ее музею. Порох за эти годы мог запросто выветриться, не оставив никаких следов.
  2. Выстрел был произведен правой рукой, а Маяковский был левша. Ну, во-первых, достоверно не известно, был ли он левшой. Этот вывод делается лишь на основании кадра из фильма «Барышня и хулиган», где он держит сигарету в левой руке. Это могло быть случайным, возможно так захотелось оператору. К тому же левшей обычно в школе переучивают на праворукость, и они свободно владеют обеими руками.
  3. Предсмертное письмо было подделкой, почерк не совсем совпадает с другими автографами поэта. И тут ничего удивительного. Почерк человека постоянно меняется, и уж тем более он будет другим, когда находишься в состоянии депрессии. Я сам пережил депрессию десять лет назад и помню, как у меня дрожали руки.
  4. Выстрел был произведен не из того револьвера, что лежал рядом с Маяковским. Серьезный аргумент. Но тут надо учесть один факт. У поэта было два пистолета, один из которых ему подарил начальник секретной части ОГПУ Яков Агранов. И он же одним из первых примчался на Лубянский проезд, узнав о самоубийстве. Скорее всего, он просто подменил револьвер, дабы не наводить на себя никаких подозрений. А вот если бы поэт был убит, то убийца, не будь он полным дебилом, оставил бы возле трупа орудие убийства.
  5. Вероника Полонская была агентом ОГПУ и сама впустила убийцу. Интересно, а откуда такие сведения? Нет никаких документальных свидетельств. Судя по воспоминаниям, молодая актриса совершенно искренне любила Маяковского, но не хотела ради него бросать своего мужа Михаила Яншина, чтобы стать женой очень нервного, склонного к депрессиям поэта. Ради этого ей бы пришлось бросить сцену и полностью посвятить себя ему, при этом терпеть постоянные измены. Быть женой поэта – настоящий подвиг. Не каждому по плечу.


Вероника Полонская

А как бы могло выглядеть убийство? Завербованная Полонская утром встречается с Маяковским в своей квартире, уговаривает его приехать на Лубянский проезд, где уже где-то прячется, вероятно

, в шкафу, киллер. Затем она выходит из комнаты, чтобы предоставить ему сделать своё грязное дело. На шум выстрела сбегаются соседи, а убийца незаметно ускользает, зачем-то оставив рядом не тот пистолет, из которого он стрелял, а на стол положив записку с конгениальным Маяковскому текстом. А напуганная Полонская молчит всю свою жизнь и даже после падения советской власти не призналась, что смерть Маяковского – дело рук чекистов. А ведь это сняло бы с неё часть вины за гибель гения.

Чтобы проделать такую тонкую операцию, надо быть Джеймсом Бондом, для кино подобный сценарий вполне годится. Но не для жизни.

Нет смысла дополнительно демонизировать ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. На совести её и её партийных начальников кровь миллионов невинно убиенных, среди которых немало гениев – Мейерхольд, Вавилов, Бабель, Михоэлс. Последний, кстати, действительно был убит спецслужбами. Но как это топорно было сделано! Ему тупо устроили автокатастрофу под Минском. На сценарий для боевика совсем не тянет.

Маяковский ушёл из жизни по своей воле, но, может быть прозвучит цинично, сделал это красиво, как положено поэту. И дело тут не в самом факте самоубийства, а в последних написанных стихах:

как говорится инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
я с жизнью в расчете и не к чему перечень
взаимных болей бед и обид

Уйти, предварительно написав шедевр, дано не каждому поэту. Так ушел друг юности Маяковского Борис Пастернак. Он умер, затравленный за «Доктора Живаго» и Нобелевскую премию, от рака лёгких, но успел написать в конце жизни:

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.

Соратник Маяковского по ЛЕФу Семен Кирсанов незадолго до смерти от рака горла написал чудесные «Эти летние дожди», которые мы знаем более по песне на музыку Марка Минкова в исполнении Аллы Пугачевой.

По этому поводу замечательно сказала Марина Цветаева в заметках «Искусство при свете совести» (сохранена авторская пунктуация):  «Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой, душой и телом служивший – Всю свою звонкую силу поэта Я тебе отдаю, атакующий класс! кончил сильнее, чем лирическим стихотворением – лирическим выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил».

Однако не во всём могу с нею согласиться. За эти самые 12 лет Маяковский-поэт сотворил гениальную поэму «Про это» и начал не менее гениальную «Во весь голос».



А теперь представим себе (не люблю нелепую сталинскую фразу, будто история не терпит сослагательного наклонения), что Маяковский был бы, скажем, ровесником его яростных поклонников Евгений Евтушенко и Вознесенского. Наверное, стал бы шестидесятником, писал бы лирические и сатирические стихи, которые бы печатали в «Юности» и в «Новом мире», а в списках и самиздате гуляла бы его поэма «Тринадцатый апостол» с его четырьмя криками: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию – марксизм-ленинизм».  Советская критика костерила бы поэта, всячески выталкивая бунтаря за границу. Может быть бы и уехал, но обязательно вернулся на рубеже 1980-х-1990-х годов, поверив в капиталистическую утопию, как реальный Маяковский поверил в большевистскую. В начале «нулевых», пережив ряд любовных неудач, растеряв друзей и читателей, увидев, сколько «рвачей и выжиг», «дряни и ерунды» выползло наружу, пустил в себя пулю.

К тому времени ему было бы не 37 лет, а намного больше. Но вспомним, как спел в своё время Владимир Высоцкий:

Срок жизни увеличился – и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!

 

Фото из открытых источников в интернете

 

                                   *  *  *

 

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • БОЛЬШОЕ СПАСИБО ИГОРЬ, ЗА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ , ИНТЕРЕСНЫЙ ОЧЕРК О ВЕЛИКОМ НЕОРДИНАРНОМ ПОЭТЕ ВЛАДИМИРЕ МАЯКОВСКОМ. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ. В МОЁМ РЕПЕРТУАРЕ БЫЛО СТИХОТВОРЕНИЕ - ПОЭМА О ЛЕНИНЕ. ДО СИХ ПОР У МЕНЯ ЕСТЬ СНИМОК ИЗ ГАЗЕТЫ - "ШАХТЁР", ГДЕ Я ЧИТАЮ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ. ВОТ ТАКАЯ ПАМЯТЬ. НО ЛЮБИЛА И ЛЮБЛЮ - СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
    С ИСКРЕННИМ УВАЖЕНИЕМ - АРИША.

  • Спасибо, Ариша! Любить того или иного поэта - дело вкуса. В юности, после злосчастного сочинения, у меня был момент, когда я на время увлёкся Есениным, прочитал полностью трёхтомник, но потом потерял к нему интерес. Мне ближе футуристы - Маяковский, Пастернак, Вознесенский. Такова структура моей личности. У вас - другая. Это нормально.

  • Спасибо Игорь. Я когда-то тоже хотел покопаться в этой теме, но все руки не доходили. А теперь уж точно не буду - тобой широко освещена. Добавлю личные мысли и ощущения.
    Я, конечно, не такая значимая фигура как Маяковский, но на финише своего поэтического пути, когда жена выкинула все мои тетрадки и записи на улицу, обозвав придурком и идиотом - наступил момент безысходности и я пошел вешаться. Не дошел. Потеря смысла своего существования - это самый сильный стимул к суициду у творческих людей.
    Кризисы были и до этого - просто уходил в запой. Но тут было очень серьезно и зависело от любой мелочи. Вскоре я ушел к другой, издал свою книгу лирики и с поэзией завязал. Зато в рассказе "Семга" момент самоубийства героя получился очень образно.
    Маяковский понял бесполезность своего творчества и существования. И это знали. А подтолкнуть его к нажатию на курок могла любая фраза в скандале предшествующему этому поступку. Вполне возможно - умышленное подведение к самоубийству. На Лубянке был и есть такой отдел - по психическому давлению на незаурядных личностей. На заурядных сам пробовал - а это даже сложнее - у них психика крепче.

    Комментарий последний раз редактировался в Среда, 15 Апр 2020 - 10:43:28 Аимин Алексей
  • Спасибо, Алексей! Здоровья тебе и удачи! На тот свет мы всегда успеем.

  • Игорь! А ещё меня восхитило завихрение фантазии о переносе Маяковского в эпоху Вознесенского и Евтушенко. Очень круто!!!
    Даю ссылочку на лекцию Дм. Быкова:
    https://www.youtube.com/watch?v=86LbOZiROQY
    Есть у него и книга о нём в серии ЖЗЛ.

  • Спасибо, как-нибудь послушаю! Я слышал, что Быков написал про Маяковского в ЖЗЛ, но пока не попадалась. А сейчас и подавно - у нас книжные магазины закрыты. А его "Пастернака" и "Окуджаву" я прочитал два раза с перерывом каждого.

  • С интересом и удовольствием прочитал всё тут написанное.
    Есть вопрос: а какая разница?
    Имела место насильственная смерть. Смерть от огнестрельной раны. Это непреложный факт.
    Причиной смерти, судя по всему изложенному здесь и ещё во множестве других публикаций, явился непримиримый и неразрешимый (при сложившихся тогда обстоятельствах) конфликт личности и власти. Как власть, так и личность (склонная к депрессии и неоднократно выражавшая суицидные идеи) могли найти выход в смерти этой самой личности.
    И нашли. Маяковский был убит.
    Создание для человека невыносимых условий, из которых он находит выход только в смерти, называется доведением до самоубийства. и является уголовным преступлением.
    Статья 110 УК РФ.
    Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -
    -----------------------------------
    То же деяние, совершенное:
    г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    д) в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации...

    Маяковский был убит. Виновник убийства назван. Вина его очевидна.
    Так какая разница и какой смысл спорить о том, кто именно и какой рукой произвёл смертельный выстрел!
    Из какого пистолета, кто там отсутствовал или присутствовал?
    Так оно или не так, господа присяжные заседатели?

  • В принципе согласен. Не стоит слишком уж усердно ломать копья по этому поводу.

  • Именно, так, уважаемый свидетель.

  • Уважаемый Игорь,
    я тоже с давних пор интересуюсь вопросом о смерти Маяковского. Немало прочла в сети и ждала что-то нового от Вашей работы. И была удивлена, что Вы настаиваете на версии суицида вопреки криминалистике. Заметила, что в последние годы версию убийства поддерживают зарубежные авторы, а русские льют воду на мельницу суицида в угоду силовикам, отмывая их услужливо от кровавой расправы над поэтом. И Вы в их числе, хотя раньше выражали вроде бы симпатии оппозиционерам. Может я ошиблась, а может Вы перестроились с усилением полит- репрессий в России. Хотя даже консервативный Виктор Ерофеев не испугался дать статью «Почему убили Маяковского».
    Он пишет:
    «Маяковского неусыпно пасли органы ГПУ. По-моему, он тщеславился знакомством и дружбой с начальниками политического сыска (вроде Якова Агранова). Но эта дружба оказалась для него обоюдоострой. Когда нэп стал клониться к закату, были погашены последние остатки творческой свободы и наступили сумерки русской культуры, по Маяковскому ударили - как по самозванцу, считавшего себя певцом революции, как по формалисту (тогда уже начиналась война с "формализмом") и как по автору политической самодеятельности. Партийный критик Ермилов нанес ему страшный удар в 1930 году, обвинив его в "Правде" в троцкизме.
    Это было настоящее убийство. Дальше было уже неважно: сам ли он застрелился или ему "помогли" друзья из ГПУ. Напомним, что главным распорядителем на похоронах Маяковского был Агранов, что Москва в те апрельские дни 1930 года была наполнена слухами об убийстве. Так считали Михаил Булгаков и многие другие.»
    Уважаемый Игорь, в отличие от г.Ерофеева Вы так усердно отвергаете мысли о возможном убийстве Маяковского, что можно посоветовать послать эту статью о самоубийстве поэта на кремлевский сайт. Там её оценят и может, медальку Вам дадут или премию выпишут от пригожинской фабрики троллей.
    И под конец приведу еще одну цитату из статьи «Почему убили Маяковского».
    «Он шел не в ногу с агитпропом, а бежал чуть впереди (как Щен), указывая лаем на явных или замаскированных противников. В своих заграничных стихах он облаял весь мир, особенно Америку, тем самым подав пример на будущее Евтушенко и Вознесенскому сочетать поэтическую ненависть к врагу с комфортом временного пребывания на Западе.»
    С.М.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 14 Апр 2020 - 2:55:46 Михальска Стася
  • Уважаемая Стася! Ваш коммент меня очень огорчил. Нет, не потому, что вы не согласны со мной. Иметь разные точки зрения - норма. А вот фразы типа "льют воду на мельницу" - это как раз из советской риторики. И причём тут отношении к оппозиции или кремлёвский сайт? Вы не дискутируете, а обвиняете. В таком тоне вести дискуссию я не считаю нужным. Извините!

  • Уважаемый Игорь!
    Вспомнил по теме про случай. Мне рассказал один пенсионер- гебист под шафе на московской тусовке литераторов, что за рукописями Маяковского внимательно контора наблюдала. И когда поэт стал работать над поэмой «Плохо» в противовес к его «Хорошо», где вскрывал все язвы социализма, то в конторе поняли- пора ликвидировать и автора, и поэму. Но зато после расстрела Володю назначили первым поэтом СССРа, как утешительный приз. А все рукописи согласно «воле» покойного в заранее заготовленной фальшивой записке отошли к Брикам и от них- на Лубянку. Так что если лет через 100 архивы вскроют, то у наших внуков будет шанс увидать наброски поэмы «Плохо». А стерва Лиля Брик согласно той же злосчастной записке, смогла оформить все гонорары от публикаций Маяковского на себя (с поддержкой той же конторы) и припеваючи дотянуть до 95 лет, гори она синем пламенем в аду за все прогрешения! Так что версия убийства поэта из-за поэмы «Плохо» выглядит обоснованно на мой взгляд. А в показания актрисули Полянской нелья верить, она повторяла то, что ей приказали для создания правдоподобной легенды. Она же изначально была в той же обойме. Kak Дурицкая в убийстве Немцова. Сладкая приманка для пацанов с Лубянки всегда срабатывала безотказно.
    Н.Б.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 14 Апр 2020 - 1:05:43 Андерс Валерия
  • Уважаемый Николай,
    Насчет "стервы" согласен.
    Насчет всего прочего - не делайте мне смешно. Кого хотят "отмыть" , Аграныча? Так его вывели в расход еще в Ежовщину. Как и большинство команды Менжинского-Ягоды. Дальнейшее тоже известно. Ежовцев зачистили при Берии. Лаврентия со товарищи зачистил Мыкыта. Так что "контора" такая мытая -перемытая, что записочка Лили как то не очень солидно выглядит.
    Напугать поэмой "Плохо" Кого? Сталинский режим? Ее могли запретить и без всякого расстрела. Рукопись отобрать без всякой Лили (что стерва, согласен). А могли и убрать без всякой поэмы. Как кривая выведет.
    А у ж кого сейчас могут напугать наброски поэмы? То же мне короновирус

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 14 Апр 2020 - 11:49:07 Аарон Борис
  • Уважаемый Николай! Ваша точка зрения понятна, но нового ничего не вносит. Мотивов для убийства может быть много и это касается любого умершего человека. Если вы читали "Чайку" Акунина, то помните, как лихо автор детективов сумел доказать, что Треплев был убит, а не покончил с собой. Более того, у всех героев чеховской драмы нашлись мотивы, чтобы его прикончить. Так и с Маяковским.

  • Самоубийство Маяковского произошло в результате конфликта со Сталиным. Маяковский написал поэму Баня, в которой Сталин усмотрел критику системы бюрократии: "Победоносикова". Шел год коллективизации. Маяковский жаловался своему издателю- Марку Колосову:- "Издательство Молодая гвардия" о том, что неизвестные ему люди требуют от него самоубийства или они угрожают убийством и уничтожением его творчества. По рекомендации Колосова он написал извинительное письмо Сталину. Сталин не ответил.Он не отменил своего решения.

  • Леонид, в 1920-е годы шли яростные дискуссии в литературе. Причём участники не стеснялись в выражениям. Маяковский и сам был заядлый спорщик и тоже в выражениях не стеснялся. А тема самоубийства витала в воздухе. Во-первых, покончил с собой Есенин, во вторых, эта тема проходит через всё творчество Маяковского.

  • Уважаемый Игорь,
    и для меня Маяковский был любимым поэтом с юности, но мне повезло больше- его Флейту, Облако и любовную лирику к Лиле поглотила до агит- молоткастых дежурных на уроках стихов.
    Ваше признание:
    «когда погружаешься в его поэзию, начинаешь явственно ощущать его гибель» - это ощущение идет от трагизма его поэзии и от предчувствия неминуемых бед человечества. И те же чувства создают Лермонтов, Надсон, некоторые стихи Пушкина и Блока. И Реквием Ахматовой, и некоторые стихи Высоцкого.
    Но ощущение «его гибели - от собственных рук»- ЭТО у Вас -СУБЪЕКТИВНО- от навязанной сов- пропагандой версии о якобы «самоубийстве поэта»! Чтобы замазать грязные следы чекистов, грубая работа которых в «криминалистических деталях» всё более убедительно проступает во многих новых работах за последние годы! Загуглите "УБИЙСТВО Маяковского" и десятки новых статей и доказательств откроют, может быть, Вам глаза?
    И даже Ваше лирическое вступление в первой части с Конкурсами и проч. милыми отступлениями не затмят трагического факта УБИЙСТВА ПОЭТА! (См. следующую статью ниже от 2010 г- Из АРХИВА)
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

  • Уважаемая Валерия! Я всё это читал. И не по одному разу. А когда готовил это эссе, освежил в памяти, в том числе и с помощью Яндекса. Субъективно - не значит неверно. Криминологическую составляющую я, как видите, тоже изложил. Подозреваю, что мы вряд ли сможем в чём-то убедить друг друга. Тот факт, что в шестом классе я читал советского Маяковского, а раннего открыл лишь в десятом - ничего не меняет. Так что аргументом служить не может.

  • Домыслы, предположения, версии, догадки, предсказания, воображение, подозрение, допущения, гипотезы, надежды...
    — Где ты шлялась до шести утра? — Была в библиотеке. И я твёрдо буду придерживаться этой версии.
    — Давай построим несколько рабочих версий?
    — Давай… Из всех видов строительства этот — самый дешёвый.
    Забавную версию выдвинул Сисой Сидор Свиридович по поводу загадочной улыбки Моны Лизы. Не исключено, считает исследователь, что она была просто дурой. Нет и никогда не будет единственно верной теории о происхождении правильной версии. Хотите знать правду — вам её никто не расскажет! Вам расскажут только свою версию. Если хотите знать правду, вам придётся искать её самостоятельно. У меня есть одна, очень ценная, версия. Весьма неплохая. По правде сказать, даже очень хорошая… Но я не помню о чем. И по этому поводу у меня есть одна, ну совсем превосходная, версия. Но говорить мне о ней не дает забытая версия. И, по этому поводу у меня таки есть, одна версия…
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Игорь!
    Какой замечательный очерк!
    В чём-то перекликается с эссе Марины Цветаевой МОЙ ПУШКИН?
    Мастерски, искренно, нетривиально рассказано, как творчество, личность, судьбу поэта вы пропустили через свою судьбу и свою душу!
    Название МОЙ МАЯКОВСКИЙ тоже очень бы подошло... Но, увы, уже занято Мариной Ивановной... )))
    У меня, как и у всех, наверное, тоже мой Маяковский. И он похож на вашего. Люблю его с детства, литературный вкус прививала мама, преподаватель литературы.
    Очень интересно о Маяковском пишет Дмитрий Быков, люблю его читать и слушать.
    Вам - спасибо!

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 13 Апр 2020 - 19:14:38 Алекс Марина
  • И вам спасибо за добрые слова! Я тоже с удовольствием читаю Дмитрия Быкова. Дважды перечитал его "Пастернака" и "Окуджаву" из серии ЖЗЛ. Рад, что вы тоже любите Маяковского.

  • Уважаемый Игорь!
    Спасибо за Ваши новые материалы о смерти выдающегося поэта. С удовольствием прочитал, но выводов для себя пока делать не стал. Нужно ещё обдумать. Потому, что историю умеют тщательно искажать. Тем более, что события смерти Маяковского состоялись в тот период, когда что-то подстроить или приписать, или подделать было нетрудно. А уж о тоталитарном государстве рабочих и крестьян, где вместо правды публике всегда предлагалась ложь и говорить не приходиться.
    Важно другое, а именно то, что Вы, как автор сумели собрать доступные материалы, провести собственный анализ и предложить свою версию случившегося.
    Пройдёт время и мы будем иметь более точные данные о тех смертях которые недавно случились в России. Возможно это тоже прольёт какой-то новый свет на события, например убийства Бориса Немцова и другие
    Желаю новых успехов уважаемому автору!
    Н.Б.

  • Спасибо, Николай за добрые слова! Эссе дискуссионное. Для меня самоубийство Маяковского - вполне закономерный конец его жизни трагического поэта. Поэтому я остаюсь верен этой версии.

  • Уважаемый Игорь! Спасибо за глубокую статью! Трагическая эпоха и на ее фоне незаурядный человек-поэт, многое из нее впитавший, но во многом сохранивший в ней и свое «я».

    Мне не близка стилистика и стихотворная структура поэзии Маяковского. Из его современников тот же Есенин несоизмеримо ближе.

    Но лет десять назад взялся перечитать некоторые произведения Маяковского и поразился насколько же они актуальны, современны.

    Личность, конечно же, очень впечатляющая! Психологический разбор его творческих, общественных и романтических шагов вызывал и будет вызывать интерес.

    Отдельное спасибо за этот Ваш абзац:
    – Поэма «Война и мир» посвящена Лиле Брик.
    – Молодой человек, это несерьезно, – огрызнулся ведущий.
    – Как это несерьезно? Он посвятил свою поэму любимой женщине! – закричал я.
    – Это несерьезно, потому что правильный ответ: поэма «Владимир Ильич Ленин» и посвящена она Российской коммунистической партии.

    В нем во многом отражена суть советского строя…

  • Александр, спасибо за добрые слова! Уверен, Маяковского надо открывать заново.

  • При всех сомнениях, разочарованиях, преследованиях и негативной атмосферы, созданной властью вокруг поэта, он был сильнее обстоятельств и мог противостоять им. В нём бы заложен творческий потенциал "агитатора, горлана, главаря". У него были не опубликованные произведения, ходившие в текстах, у него были незавершённые задумки...И поэтому, как я писал в своём комментарии от 16 апреля 2010 года "мне кажется, что не эта любовь (к Яковлевой), не ревность Лили с привлечением Полонской ( обе агенты КГБ) для очередной страсти, как приманки, могли стать причиной его самоубийства, а скорее он был устранён большевиками, как «отработанный материал», ставший для них одиозной фигурой, начавший разочаровываться в революции. А весь лирически, женский любовный набор убийцам нужен был для прикрытия очередной подлости".
    Маяковский любил жизнь, а власть стала его бояться. Она поступила по своему обычаю, подлому и зверскому, устранив его физически...
    Думаю одновременно и о том, что истинная причина убийства останется окончательно не раскрытой навсегда при любых аргументах. Как и многие другие убийства в истории...

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 13 Апр 2020 - 18:31:55 Талейсник Семен
  • Семён, я думаю, пора отказываться от имиджа Маяковского как "агитатора, горлана, главаря". Он сам эти слова писал с болью, понимая, что именно таим он и войдёт в историю литературы. Это, прежде всего, трагический поэт. И его трагедия - отражение трагедии нашей страны.

  • Уважаемый Игорь,
    спасибо за статью, обещанную к годовщине гибели Маяковского.
    Но поскольку больше склоняюсь к версии об убийстве поэта, поставила из АРХИВА сайта статью об "Убийстве Маяковского" от 14.04.2010 г., как альтернативную версию к обсуждаемой сегодня Вашей работе. Там изложены основные доводы об убийстве поэта. Взгляните не только на неё, но и на комментарии, во многом её дополняющие.
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 13 Апр 2020 - 18:20:34 Андерс Валерия
  • Уважаемая Валерия! Спасибо, что поставили моё эссе. Я ничего не имею против дискуссии. Более того, я и написал его с дискуссионной целью. И признаюсь ещё в одном "грехе": для меня версия убийства неприемлема не только из-за криминалистических деталей. Просто, когда погружаешься в его поэзию, начинаешь явственно ощущать его гибель - причём от собственных рук.

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Буторин   Николай   Шашков Андрей   Николаенко Никита   Голод Аркадий  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 4
  • Пользователей не на сайте: 2,319
  • Гостей: 406