Ковалёва Наталья

 

Когда-то я на нашем Острове рассказывала историю  поступления во ВГИК.
Теперь, спустя несколько лет, подумала, что есть еще о чем порассказать, начала было с экзамена по истории во ВГИКе, а потом почему-то вспомнила об экзамене по той же истории в Университете...


---

О Богдане Хмельницком, неразумных порывах и всяческих прочих экзаменах...

      Я училась в двух вузах, ну не одновременно, а с небольшим перерывом. И самое удивительное, что экзамены - некоторые из них- остаются в памяти ярче, чем сами лекции. Хотя некоторых преподавателей и вспоминаешь всю жизнь. Но не всех.
А экзамены... это нечто удивительное. Потом, позже, когда уже учишься - да, ты уже знаешь характеры преподавателей, ты уже можешь что-то прогнозировать.. А вот когда поступаешь...

Итак - на вступительных экзаменах на филфак - с английским языком справилась, с литературой и русским языком - тоже, но вот - история...
Первый вопрос - ладно, что-то я знала. Но второй вопрос меня совершенно озадачил - Три похода Богдана Хмельницкого. Ну, помнила я, помнила, что он объединил Украину и Россию. Но вот походы... Первый раз про такое слышала.
Пойти что ли к преподавателю, сказать, что не знаю, и получить свою законную двойку? Был у меня, был этот порыв. Я подумала-подумала, огляделась... По стенам были развешаны карты. На одной из них я обнаружила поход Богдана Хмельницкого. Но один... А мне нужно было три.
Обернувшись назад, я увидела, что через столы передается исторический атлас. Вполне законно. Я дождалась своей очереди. Ура! Все три похода. Я выписала на свой листок даты походов, названия городов, через которые проходил неукротимый Хмельницкий... Вроде даже набрался материал. Единственное, чего я не понимала - зачем он ходил в эти походы... А тут уже и подошла моя очередь отвечать.
Ответив на первый вопрос, я плавно перешла к Богдану Хмельницкому, рассказала о его первом походе - не упоминая о его цели. А дальше нужно было переходить ко второму походу. И тут я неуверенно сказала - Вероятно, первый поход не привел к ожидаемому результату, и через два года Хмельницкий отправился во второй поход.
Переход мне понравился, и точно так же я расправилась с причинами третьего похода.
Тут преподавательница остановила меня. И сказала.
_ - достаточно, а вы что - из другого города приехали?
- Нет, - удивилась я, - а почему вы так решили.?
- Ну, вы все правильно рассказываете, но как-то неуверенно, а ведь именно потому что поход не оправдал себя, Хмельницкий и решился на следующий поход. Молодец. И держитесь уверенней на других экзаменах.
Пятерка.
--
Я закончила филфак, преподавала в школе, работала в пушкинском музее на Мойке. Все было хорошо, но вдруг возникло ощущение какой-то остановки.
И вот тут я натолкнулась на объявление о приеме экзаменов на сценарный факультет во ВГИке.
Ясно было, что и пытаться нет смысла, но...наверно, это меня и заело.
Ну, начало этой истории я уже описывала.
  "Поступление во ВГИК".
Но нужно же было сдать и остальные вступительные экзамены.
Тут мне помогла школьная педагогическая закалка и воспоминание о старом экзамене по истории.

И снова - экзамен по истории. Два вопроса. Первый -Петр первый, и его реформы, второй - история коллективизации.
Ничего страшного - читали мы, читали и А.Н. Толстого «Петр первый» и Шолохова «Поднятую целину». Вот по этим произведениям и шпарим.
Все рассказала. Преподаватель радуется, но молчит.
- А что вы, собственно говоря, молчите? - к своему ужасу вдруг спрашиваю я, - вы считаете, что я не все рассказала?
Он (ошарашенно) - все! Но, говоря о коллективизации, вы не сказали очень важного слова...
- И какого же?
- Попробую вам подсказать - как вы считаете, что сказал бы Карл Маркс о нашей коллективизации?
Вздрогнув, я поняла, что тех слов, которые сказал бы Карл Маркс, приличная девушка просто не может сказать преподавателю. Но надо было что-то ответить, и я вернула вопрос самому преподавателю:
- А как ВЫ думаете, что сказал бы Карл Маркс?
- Он сказал бы, - с торжеством ответил преподаватель, - что наша деревня встала на социалистический путь развития. Вы хорошо отвечали, - добавил он, но вы ни разу не употребили слово «социалистический». Вы не будете возражать, если я вам поставлю четверку, а не пятерку?
Нет, я не возражала, потому что это было в два раза больше, чем я того заслуживала, на мой взгляд, и, в конечном счете - он был прав - не было в моем лексиконе слова «социалистический».
Но вот, что сказал бы Карл Маркс?...


С чего начинается Вертер?


Поступили, учимся. Присматриваемся друг к другу и преподавателям.

Преподаватель зарубежной литературы... Б.... фамилию называть не будем.
Прекрасный, эрудированный, со своим взглядом, интересный и неожиданный. Все - блеск. Недостаток только один, но кардинальный - совершенно монотонный голос. Перед этим голосом невозможно устоять - засыпаешь мгновенно. А дальше вопрос выбора - или ты идешь на лекцию, и сладко спишь, а он видит это и гневается. Или не ходишь на лекции, и он гневается еще больше. Его можно понять - он знает себе цену. А вот негодяи-студенты вместо того, чтобы слушать и записывать каждое слово - или спят или прогуливают.


На экзаменах он был коварен и жесток. Его боялись больше всех преподавателей. О нем ходили легенды. Он мог спросить - с какой фразы начинается Вертер?

И даже если мы и читали «Страдания юного Вертера», кто, кто сможет назвать первую фразу? Первых фраз лучшие наши студенты помнили ровно две - - «Мой дядя самых лучших правил...» и ««Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
Старшекурсники с ужасом рассказывали, что он мог спросить, например, в каком романе Диккенса встречается одноногий нищий...
Да, легче рассказать, в каком романе он не встречается. Кажется, почти во всех..

Студенты мучительно ходили к нему на пересдачу, выпрашивали конспекты, каковые найти было очень трудно - такого отважного, который высидел все лекции и законспектировал - еще нужно было поискать. Короче катастрофа.
Катастрофа надвигалась на нас неуклонно, мы забросили все остальные дела, и с ужасом пытались выучить первые фразы всех романов, и всех второстепенных персонажей. Что вовсе не гарантировало успеха.

И тут я с горя направилась к декану и попросила мне перезачесть этот экзамен. В конце концов, я сдавала курс зарубежной литературы в университете в свое время, и получала свои законные пятерки, - это легко проверить - у них в моем деле лежит университетский диплом.
- А вам известно, - спросил декан, что мы не перезачитываем никакие экзамены, если со времени окончания вашего университета прошло три года. У вас сколько лет прошло?
- Пять, - честно созналась я.
- Разговор окончен, - подытожил декан.
Вместо того, чтобы встать и выйти, я твердо продолжала сидеть.
- А как вы думаете, - спросила я неожиданно, - как сильно могла измениться зарубежная лиература19 века, за истекшие пять лет. Кто-то что-то новое написал? Появился неизвестный великий писатель? А уж если учесть. Что здесь нам на всю зарубежную литературу отводится полгода, а в университете два.
Они задумались. Но все равно было ясно, что не положено - законные три года прошли.

Тогда я объявила, что пойду с этим вопросом к ректору - вряд ли он так дурно относится - тут я вспомнила слово советский - к советским вузам, если через три года, или пять лет, все знания считаются недействительными..
- А вот к ректору - не надо, - убедительно ответили мне. Вот мы тут подумали, и решили так и быть - перезачесть вам ваш экзамен.
Ура. Но я же не за одну себя боролась. Мне нужно было спасти весь курс, для большинства из них, это тоже был второй вуз.

С моей подачи, они все пошли в деканат, размахивая своими старыми оценками. Начальство помаялось, но уже был создан прецедент.

Преподаватель сидел и ждал очередную группу. Он был озарен ореолом новых, мелких подстав, и радовался, что день пройдет не зря.
Но мы нагло ввалились всей группой, притащили букет цветов, рассказали, как он классно преподавал, но начальство, перезачло нам оценки, и мы просто счастливы, что нам довелось учиться у такого искрометного, эрудированного и неординарного профессора., и не будем тратить его драгоценное время на экзамен, к которыми готовились аки звери. Но уж коли оценки у нас уже есть - не пойти ли нам вместе с ним пойти выпить кофе.
- Это безобразие, - ответил он. Он пойдет лично к декану, нечего проворачивать такие фокусы за его спиной.
До декана он не дошел, а поддался на наши уговоры, посидел в баре и выпил пивка. Под наши объяснения в искренней любви. И в нем даже появилось что-то человечное(человеческое)

Ольга Ильинская и цейтраферная съемка


Меня зовут- Ольга Ильинская - заявила впорхнувшая в дверь аудитории, очаровательная пожилая дама вся в блузочке, рюшечках и оборочках, бантиках.
Мы с уважением потрясенно на нее посмотрели.
- Какую героиню я вам напоминаю?
Мы судорожно стали вспомнить пожилых молодящихся дам, и вспомнили Анну Андреевну и Марью Антоновну.. Но, что-то было не похоже.
И вдруг меня озарило. - напоминать должны были имя и фамилия - не облик. На минутку я спутала ее с Ольгой Ивинской, но поняла, что это совсем не то. Ну, как же - как же - бессмертный Обломов. И я заулыбалась. Дама подбежала ко мне на каблучках, и радостно закричала - ну, хоть одна сообразила. Отвечайте
- Ольга Ильинская - возлюбленная Обломова.
- Вот, человек вспомнил, все-таки Гончарова.. С него и начнем наши занятия
И пошли интереснейшие лекции и семинары, бешеный темперамент, сложные домашние работы, которые отнимали кучу времени...
--
Ее сменил преподаватель по операторскому мастерству - мастерски прочитавшей нам несколько лекций, и сразу понявшей, что от студентов, в руках не державших не только кинокамеру, но и фотоаппарата - ждать нечего. Он и не ждал.
Весь вечер перед зачетом меня накачивал знаниями мой приятель - режиссер научно-популярного фильма, и я снова приготовилась к худшему.
- Кто первый? - спросил преподаватель - я в это время занималась культпросветом - пересказывала однокурсникам все, что мне рассказали вчера.
Я оторвалась и рванула к преподавателю.
Мы сидели в аудитории, я увидела, что он открывает рот, чтобы меня о чем-то спросить, и  быстро сказала - А хотите, я вам расскажу о цейтраферной съемке?
Он удивился, но согласился. Я рассказала. Пауза. Наконец-то он может задать мне свой вопрос. Я быстренько, не дав ему договорить, вдруг пускаюсь в рассказы о замедленной и убыстренной съемке и их эффектах.
Пауза.
- А вы можете мне объяснить, кое- что? - спросил он.- В моей практике первый случай, чтобы студент сам начинал рассказывать, не дождавшись вопроса?
- Могу, - ответила я. - А вы можете тут же поставить  зачет.
- Могу, - сказал он,- где ваша зачетка?. Он взял ее и поставил зачет.
- Ну?
- Что?
- Вы обещали мне рассказать, с чего это вы ринулись в бой, не дожидаясь вопросов.
- Но я ведь правильно ответила?
- Правильно.
- А остальное я по вашему предмету знаю очень приблизительно.
- Ну-ну, - сказал он, - буду знать. Больше ни один студент у меня не возьмет инициативу на себя... Спасибо за науку. Вы из какого города?
- Из Питера.
- Питерские - они могут, они - такие - заметил он. - Значит так, - остальным - очень вас прошу - ни слова о ваших подвигах. Ценю за смекалку - вот ваша зачетка.
--
Преподавательница английского меня выгнала сразу. Она, как и Ольга Ильинская, вошла в аудиторию с какой-то шутливой фразой на английском языке. Улыбнулись на шутку только два человека.
Она подозвала нас к себе, потребовала наши зачетки, и поставила нам зачеты на пару лет вперед.
- И не смотрите на меня с изумлением - повторяю - больше на моих занятиях и не появляйтесь - я начинаю занятия с самого начала. Для тех, кто языка не знают. Вы отреагировали на мою фразу, значит, поняли ее. Вы мне здесь будете мешать. Идите-идите.
Ну, это просто был роскошный подарок судьбы.


Тогда в Севилье, дон Жуаны всех мастей и Иван Мозжухине - Германн

Неожиданные предметы и дисциплины подстерегали со всех сторон.
История искусства. Преподавательница язвительная, остроумная, с тяжелым характером.. Но она каким-то образом могла сделать так, что на давно знакомую картину ты начинал смотреть иначе,  тебя начинали интересовать самые неожиданные вещи,  твой снобизм давал трещину, и оказывалось,что придумывать интереснее, чем пересказать.
Последним я как раз частенько и пользовалась на занятиях других преподавателей
---
Приблизительно то же самое произошло с работой по анализу киносценарии. Все темы были разобраны, и я придумала свою - Сценарий драматурга Черных "День приезда --день отъезда - один день». "Классный сценарий, интересный сюжетный ход, ничего лишнего - хорош и энергично, - писала я, разбирая одну из сцен этого сценария.

Учительница вызывала наша общее молчаливое неодобрение - кожаный пиджак, высокомерное отношение к нам, и самое ужасное, что курсовые она велела приносить, отпечатанные на машинке - где, где людям, приехавшим из разных городов и весей, найти в Москве пишущие машинки - обзванивались друзья, атаковались пункты проката... Это была эпопея.. Я на машинке своих друзей самолично отпечатала не только свой курсовик, но и нескольких сокурсников, которые варили мне кофе, и диктовали свои курсовики. По крайней мере, после меня не приходилось править ошибки

- Это просто преступление, - заявила она, - заставлять преподавателя приспосабливаться к вашим почеркам, а на наш жалобный вопль о невозможности достать машинки, она посоветовала нам не скупиться, а отдать профессиональным машинисткам за деньги

И что удивительно - все как-то вывернулись. Единственная из наших преподавателей - она получила все курсовые, отпечатанные на машинках.
А вот теперь угадайте, каким образом я у этой надменной, талантливой и капризной ведьмочки ухитрилась получить пятерку?
Я не могла понять этого, но сокурсники мне потом все объяснили - оказывается, для своего искреннего похвального разбора я взяла куски из сценария ее родного мужа, о чем я естественно ни сном, ни духом не подозревала. Фамилии у них были разные. Подфартило!
----

Занятия по драматургии, вернее, по истории драматургии... К ним прилагался тоже список пьес, которые ты мог бы разобрать для зачетной работы. Увы, все эти пьесы уже давно были разобраны, и не один раз.

Цитата из высказывания драматурга Алешина:
«... Кто из вас не знаком с легендой о Дон Жуане - неутомимом обольстителе женщин? Эта легенда породила много литературных версий, различно трактующих мотивы, по которым Дон Жуан предавался своему хлопотному занятию.
Но по мере того, как я обрастал жизненным опытом, моё представление о действительности все менее уживалось с толкованиями легенды, хотя некоторые из них были гениальны.»
С.Алешин.

И я, и я вслед за Алешиным, назвав свою тему - трасформацией бродячего сюжета - истории дон Жуана, прошлась вскользь по многочисленным произведениям великих авторов - Тирсо де Молина -"Севильский озорник» и Жан Батист Мольер Дон Жуан, или Каменный гость, Леся Украинка «Каменный хозяин» и Пушкин, Пушкин, конечно же - Маленькие трагедии - Каменный гость.
Очень понравилась мне пьеса Алексея Константиновича Толстого - Дон Жуан» - он назвал ее поэмой, и в прологе представил духов с сатаной, - некий совет фей, которую обсуждают будущую судьбу героя. (почти, как в спящей красавиц) остальные пьесы....

И, возвращаясь к цитате из Алешина»
«В конце концов, мне ничего не оставалось делать, как переселиться в Севилью 1342 года, дабы своими глазами увидеть, как все тогда обстояло на самом деле.
Я долго не решался поделиться с вами открывшейся мне правдой, настолько она опрокидывает общее представлении. И вот вся эта история перед вами во всей своей достоверности.»
--
Итак, его пьеса называлась «Тогда в Севилье» - легкая, остроумная, ставящая все с ног на голову, потому что потихонечку выясняется, что дон Жуан - это - женщина. Она с детства вынуждена скрывать свой пол, чтобы не потерять значительное состояние отца. Встретит ли Дон Жуан настоящую любовь?

Дон Жуан - женщина, но прекрасно дерется на шпагах, влюбиться в прекрасных дам - ей сложно, но. .. Начав рассказывать о парижских туалетах, она оказывается невероятно осведомленной в том, что именно носят женщины, а окружающие ее дамы, не замечают этого промаха, и требуют подробностей.
Короче - комедия. Остроумная, неожиданная - прекрасно написанная. Но когда-то была не очень популярной, и отзывов о ней, и рецензий - практически не было.
Ну и, не выдержав, я что-то еще написала о своей любимой пьесе Фриша «Дон Жуан или любовь к геометрии».
Все, молчу-молчу-молчу...
----
Преподаватель пришел на зачет с грудой наших работ, стал зачитывать оценки - сказал буквально обо всех в группе. А про мою работу - ни слова.
- Щадит, - подумала я, - ведь тему придумала сама, напихала туда Бог знает что, вот сейчас...
Вот тут-то он и открыл рот, сказав, что много он и не ждал от своих учеников, готов был удовольствоваться хотя бы связной компиляцией, а тут получил работу, про которую может сказать твердо - она ни у кого не списана, потому что, по крайней мере, об Алешине не писал никто, и никто так и не смог оценить - эту удивительную пьесу.
Так что только одна студентка решила одновременно сразу несколько художественных задач, и вот ей он готов предложить совместную работу, связанную с проблемами современных пьес. То есть, он ставит ей, конечно же, пятерку, но  предлагает продолжить совместную работу. Я вжалась в стенку, и попыталась дать деру. Но совместную работу потом писать пришлось..
-----
Ах, тогда в Севилье.... Нам не приходилось сбегать с лекций, чтобы посмотреть последние фильмы - их нам привозили с доставкой на дом(факультет) из Белых столбов, где не только лучший сумасшедший дом в Подмосковье, но и не уступающая ему по качеству фильмотека. Нет. Только представьте себе - Четыре часа занимаешься, четыре смотришь фильмы мирового кинематографа, и это тоже называется занятиями. Нереально. Потом я полгода вообще в кино не могла ходить. И влюбилась в немой фильм «Пиковая дама с Мозжухиным в главной роли. Лучшей экранизации Пушкина я вообще не встречала...

Несколько слов о Шефе (и это только начало)

Когда он изредка входил в аудиторию, комната немедленно начинала благоухать запахом хорошего одеколона, прекрасного коньяка, и отличных сигарет. Он был вальяжен и снисходителен.. Он травил байки, и рассказывал нам потрясающие истории из своей жизни..
Главная история - как когда-то они с Гришкой Чухраем решили сделать фильм о войне. И актеры оказались хорошими ребятками, и оператор не подвел, и им с Гришкой казалось, что получилось кино не традиционное, не за родину за Сталина, а просто несколько дней молодой солдат пробирался домой (отпуск - награда за подвиг) и все это драгоценное время ушло на разную ерунду. Правда с девочкой познакомился и полюбил, но вот, когда он уже доехал до матери - времени осталось совсем в обрез - поцеловаться, и бежать обратно. Чтобы вовремя успеть в часть. Да что я пересказываю ? Все видели «Балладу о солдате».
Но начальство этой простоты не оценила, дали фильму самую вшивую категорию. И он тихонечко шел себе по разным далеким кинотеатрам. Совершенно было начальству непонятно что с этим фильмом делать. И тут появился зарубежный продюсер - он просто даже счастью своему не поверил. Он предложил начальству осуществить бартер - он им индийских фильмов, а они ему - один этот плохенький.
И тут же прокатил этот фильм по всему миру. Фильм стал знаменитым, получил награды, а мудрый продюсер получил огромное количество денег, проплывших мимо Госкино.
Приезжая в Россию продюсер кидался на шею к нашему шефу и кричал - Валя, озолочу. Хочешь, я подарю тебе роскошную яхту?
- А как же, - отвечал ему Валя - счас прямо я и начну на ней совершать круиз по Москве-реке.
- Черт с тобой. Не хочешь яхту - породистого скакуна. Лучшего!
- И держать его, и сено, которое ему понадобится - я буду в своей коммуналке - скептически отзывался Валя.

Так что вот такой, совершенно никому не нужный фильм - благодаря сообразительному менеджеру-продюссеру (который на прокате этого фильма, конечно же, стал миллионером) фильм начал свое триумфальное движение за пределами нашей великой Родины.

---
И в качестве постскриптума привожу  список наград, доставшихся этому фильму, его сценаристам, режиссеру и актерам - нам главный сценарист этим не хвастался.
Его награды
Приз Британской киноакадемии за лучший фильм года Григорию Чухраю в 1960 году.
Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.
Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году.
(Ну тут уже и наши поняли, оценили, наградили - Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году.
Награды и премии:
1962 - Оскар
Номинирован в категориях:

  • Лучший сценарист (оригинальный сценарий) - Григорий Чухрай, Валентин Ежов


    Об остальных премиях на всевозможных премиях я уж умолчу.

О сценарном мастерстве, хитроумных преподавателях, и столь же хитроумных студентах

Не знаю, кто там вышел из Гоголевской шинели. Мы же все явно потомки хитроумного Одиссея.

Занятия по сценарному мастерству у нас преподавали два человека. Один из них - прелестный худенький остроумный пожилой человек Валентин Петрович Лесин. Это он весь год, давал нам задания, писал письма - переписка с ним была просто вдохновенной, заставлял нас писать записные книжки, кивая на записные книжки всех известных писателей, а мы строптиво доказывали, что мы не Олеши, не Ильф и Петровы, и не прочие (еще даже более великие) писатели. А уж молчу про братьев Гонкуров, которые чинно вели дневники, записные книжки, и даже писали вместе.
Он нас заманивал на это занятие всяческими хитроумными способами -
- Из этих записных книжек вырастут ваши будущие сюжеты! - патетически говорил он. - Но если вы ничего в будущем гениального нем напишите - у вас будут ваши гениальные записные книжки, их опубликуют, и поймут, кого потеряли. Из записных книжек вырастают рассказы, повести, романы. А иногда и сценарии.
Заставил!
- Вы должны мне сдавать сценарий каждый год - это позволит вам плавно подойти к главному сценарию, который вы должны будете предъявлять экзаменационной комиссии, когда вас будут выпускать из этих стен.
- Ну, выпускать будут еще не завтра, - вяло отнекивались мы, и в плане занятий вовсе не сказано, что каждый год по сценарию. Мы же еще только учимся...
- Знаю, знаю ваши ленивые сказки. Не выдадите сценария - не допущу к сессии.
Мог.

Каждый год я выдумывала что-то неимоверное, чтобы не написать сценарий. Он призывал группу в свидетели, чтобы те увидели, какими разнообразными методами я увиливала. Короткометражки был мой конек. И я радостно писала одну, две, три страницы, и пунктиром намечала, что будет дальше. Актеры все додумают, - уверяла я.
Мы делали экранизации - и здесь я находила что-нибудь покороче.

В следующий раз я объявляла, что я сделал уже 14 страниц по экранизации произведения Руфи Зерновой «Солнечная сторона» - и роман хорош, и фактура замечательная, но на 16 странице я случайно узнала, что автор уехал в Израиль, и теперь непонятно, что делать - я же не могу ставить под удар всю мастерскую...

Наш Лесин стоял и хихикал.
Из вас получится замечательный мистификатор, - говорил он, и вы будете писать прекрасный заявки.

Я решила обидеться - Почему?
- что главное в заявке на сценарий? - это он спросил уже у всей группы?
И сам же ответил - обертка - яркая, красивая, красочная, как обертка на конфете. В таком виде комиссия скушает все, и даст вам возможность...
Кстати, на похожих принципах строятся и телесериалы. В серии в начале должно быть что-то заинтриговывающее, и середина может быть провальная, конец должен быть заманчив, и загадочен той загадкой, которую хочется разгадать.
- Почему?
- Элементарно, Ватсон, - отвечал он. - Включив телевизор, зритель выбирает, на каком канале ему остановиться. А тут мы его и зачаровали. Он спокойно сядет смотреть телевизор, продремлет середину, но в конце - его непременно нужно настроить на то, что завтра будет проходить самое важное - может быть, найдут похищенного ребенка, или обнаружится, наконец, страшная тайна дяди - на которую мы тут как раз и намекали. И возможно героиня именно завтра пойдет по неправильному пути.
Для чего это нужно делать - чтобы, запутавшийся в наших сетях зритель завтра непременно включил бы именно наш канал, и с нашей очередной серией...
Так он нас дрессировал - и письменно и устно - определял планы нашей работы, созывал семинары, и был нашей любимой нянькой в течение всего года.

Чего это я - в течение всех лет нашего обучения. Нет, я просто снимаю шляпу перед этим человеком - он всегда был в курсе наших дел, всегда был готов помочь (иногда скудными наличными) и ухитрился подружить нас - гордых индивидуалистов.
Но иногда он прибегал и говорил - сегодня на занятия придет шеф...
Шеф не часто нас баловал своими посещениями - у него были дела и поважнее, но иногда в нем просыпалась совесть, и он к нам заходил на часок другой.


Притчи о нашем шефе.

--
Сначала я отнеслась к нему скептически. К его барственности, снисходительному высокомерию, ощущению, что ему нет до нас дела. Он был солиден и знаменит. Но что-то в нем было... Потом я уже поняла, что где-то за этой оболочкой живет мальчишка-наглец, которому иногда нравится шокировать публику, дон Жуан, избалованный успехом у женщин, простодушный растяпа, и остроумный человек - одновременно. Все смешалось, и это был дьявольский коктейль. Необыкновенно интересный. Но это я разглядела не сразу.

Бахвальство - рассказы о том, как наши космонавты безумно полюбили его фильм «Белое солнце пустыни», требовали эту картину с собой в космос, дружили с ним домами, похлопывали по плечу, и говорили - «наш Валька»!
Ну, только что не рассказывал, как он с ними в космос летал. Просто фанфарон какой-то. А ведь «Белое солнце пустыни» и впрямь замечательный фильм - что-то не совпадало.
Приходил к нам на занятия, как правило, опаздывая. Учить нас ему явно не хотелось...

И все же - он был, безусловно, мастером своего дела - в коротком и неуклюжем студенческом наброске он мог увидеть четко то, что могло бы превратить это в нечто иное. Он видел, какими ходами можно было бы воспользоваться, о чем-то говорил - а этот кусок вообще ерунда..

Ты обижался, но потом понимал, что он прав. Советы, правда, давал нечасто... На вопросы старался не отвечать. Уходил от прямого ответа, а рассказывал, якобы в ответ, нечто, не имеющее отношение к теме беседы... Какие-то истории, анекдоты - не лучшие на свете...

Я злилась потом смеялась, потом острила и хамила... Он совершенно покупался на это, расцветал, хамил и острил в ответ, а потом мы уже веселились всей группой. Потом он распоясывался, но честно выгонял меня из аудитории, когда хотел рассказать не слишком приличный анекдот...

Казалось бы, какой он, к черту, преподаватель. И все же... Как-то я пришла к нему с началом сюжета - ему даже лень читать было - перескажи, - сказал он, - своими словами. И другим интересно будет...
- Чего пересказывать-то, я и прочесть могу - здесь немного...
Начало было смешным. Все похихикали. Он взял текст в руки, сказал - смотри - вот здесь, здесь и здесь - надо подумать, дальше ты хотела ведь так-то продолжить - не нужно. Можно обыграть это иначе, и подсказывать даже не буду. Давай я вам всем лучше расскажу одну замечательную историю. А ты в следующий раз принеси - что там у тебя получится.

История была так себе, но рассказывать он умел.

Дома я задумалась. Какую-то странную историю он рассказал. Вроде, ни к селу, ни к городу... Я взялась за свою писанину... и что-то вдруг начало проясняться... здесь можно так, а вот здесь... Я вспомнила его историю - как это я сразу не поняла - ведь это он мне подсказывал ходы...

Когда он посмотрел, что у меня получилось, то сказал - ну, вот. Совсем другое дело. Правда, и в первый раз было здорово, но я уж не стал тебе говорить, решил, что ты и получше можешь...

Потом я поняла, в чем дело. Он разговаривал притчами - это мог быть анекдот, или случай из жизни, или просто какая-то отсебятина. Но для тех, кто мог расслышать и понять, это давало толчок к размышлениям, и наталкивало на собственный вывод. Короче, он бессознательно действовал по принципу «имеющий уши, да услышит». Принцип срабатывал не всегда. Но ..работал.
--
Кончилось тем, что отношения с группой стали свойскими, он безудержно острил, разбрасывался сюжетами, иногда мы и о фильмах говорили - ему было о чем порассказать, все было почти по-семейному - на занятия иногда забегала его молодая жена-манекенщица, он ею хвастался. А она могла сказать - Валька, хватит болтать, ехать пора.. Он оглядывался - а у меня еще занятия..

И как-то, по-дружески я его попросила быть поделикатнее с моей приятельницей. Она училась на старшем курсе, у нее намечалась защита диплома, а он должен был быть оппонентом.
- Валентин Иванович, вы же знаете, ЧТО вы можете сказать... А она человек нервный, и сценарий у нее ничего себе - не в вашем вкусе, но совершенно грамотный. Поддержите девушку.
- Да что я, не понимаю, что ли.. Но сама знаешь, заносит иногда. Значит, придешь на защиту, и - если что - подавай мне знаки...
Знаки... Да он в раже и не заметит...
Но...договорились

Сюжет сценария был простенький. Молодой парень едет куда-то на грузовике. Пейзаж меняется. Попутчики какие-то время от времени к нему напрашиваются, а он едет. И все думает о своем. Время от времени останавливает машину около телефонной будки и кому-то звонит. Потом девушку подсадил в машину, они даже ночевали в одной гостинице, но он, по-прежнему, никого не замечает, и бегает звонить. Вот описание этой самой дороги и составлял сюжет этого сценария.

Защита. Все уже все сказали, выступает мой шеф и начинает:
Хороший сценарий. И дорога хороша описана. И парень куда-то едет. И куда, на хрена, он едет - непонятно....
Тут он ловит мой взгляд, и продолжает..
Очень грамотно написан сценарий. Так и видишь эту дорогу. И парень едет. И я все думаю, а когда же начнется...Ну, вот девушка к нему села. В гостинице остановились. Ну, сейчас, думаю, он ее...
Я с грохотом роняю сумку. Он вздрагивает, но остановиться уже не в силах
Ну, скажите вы мне, может нормальный молодой парень переночевать с девушкой и ...(пауза) устоять. Хороший сценарий, конечно. Стойкий парень.
Аудитория сваливается со стульев от смеха, Шеф гордый, садится на свое место, подмигивает мне...
---

Защита (или как вам это понравится)

Я приболела, и защищать диплом должна была чуть позже - с другой группой.
Перед защитой диплома, все тексты рассылались членам комиссии. Но, скажите на милость, кто же их будет читать в таком неимоверном количестве? И принято было писать маленькую внутреннюю рецензию, чтобы в момент защиты члены комиссии могли хотя бы в двух словах уловить суть - о чем, собственно, идет речь.

У шефа были друзья, и они обеспечили хорошую рецензию.

У него были и враги, и они обеспечили плохую рецензию.

Так что я оказалась единственным человеком, на работу которого в деле имелись, аж, две рецензии.

Защита проходила по одному и тому же сценарию. Выходил студент, называлась его фамилия, секретарь зачитывала рецензию, кто-то из комиссии говорил пару слов, ориентируясь на эту рецензию, студент говорил - всем спасибо, а особенно - моему мастеру, и вызывался следующий.

Я оказалась последней. Секретарь с недоумением сказала, что у нее две рецензии на эту работу.

- Прочтите.

Она обе и прочла - доброжелательную, и уничтожающую. Комиссия задумалась. Просто никаких ориентиров.

Выступил сначала один член комиссии, пытаясь высказаться доброжелательно, потом второй - пересказал своими словами вторую рецензию.

Тут мой шеф не выдержал, вскочил, и сказал, обращаясь к комиссии в присутствии всех экзаменовавшихся

- Ребята, вы что о...(ну, допустим, обалдели). Это же моя лучшая студентка. Не читали сценарий - так и скажите - я вам перескажу.

И пересказал. Пересказ был довольно далек от текста, но выразителен.

Комиссия растерялась, и все посмотрели на меня.

- А вы что скажете?

Нужно было их срочно озадачить. Переключить. Не объясняться же в самом деле.

- А я хотела поговорить совсем о другом. О двойных стандартах, например. Или о том, как удивительно, что во всех последних фильмах (того времени) героини-женщины существовали в каком-то невиданном статусе - женщина - директор завода - фильм «Старые стены». Женщина-адвокат - в фильме..."Странная женщина - (Ирина Купченко). В фильме «Москва слезам не верит» героиня, заснувшая простой работницей, просыпается (через 20 лет) - директором крупного комбината...

Вот меня и заинтересовала вечная история «маленького человека» в юбке.(Боже мой. что я несу)

То есть, история женщины умной, интересной, оригинальный, но без столь высокого социального статуса Допустим, она машинистка.

И вот однажды, наша машинистка....

Я начала рассказывать историю,( не имеющую никакого отношения к социальному статусу, конечно), говорила минут десять, а потом на полуслове замолчала.

- А дальше, - заинтересовалась комиссия...

( а я в этот момент как раз неожиданно вспомнила свое поступление в этот вуз, когда заговаривала другую комиссию - приемную).

- Ну, вы же должны были читать мой сценарий, - пожала я плечами, - А если кто-то не успел - можно взять его в деканате, или у Валентина Ивановича - у него есть экземпляр.

Нет, теперь им как раз хотелось поговорить со мной, расспросить,...

- Всем спасибо, - сказала я, - и отдельное спасибо - моему шефу.

И вышла из аудитории.

Через минуту из аудитории вышла чужая группа, с которой мы сдавали. Экзамен закончился.

- Ой, - сказали они, - теперь мы понимаем, почему это называется ЗАЩИТА. Ты единственный человек, который защищался, а не просто - спасибо комиссии и руководителю. Мы сейчас отмечать будем здесь - пошли с нами. Все равно нужно будет ждать, пока они оценки будут выставлять.

Из аудитории выскочил мой шеф.

- Пошли - поговорим, - и потащил меня подальше. Ему было, что сказать об этой комиссии, и он не стеснялся в выражениях. А ты, молодец, - вдруг прервал он себя, - хорошо отбивалась, Ну я им еще покажу... слушай, а тебе важно - пятерка или четверка будет?

- Абсолютно все равно

- Ты смотри, если тебе нужна пятерка - я у них из горла ее вырву. А с другой стороны - если четверка - они у меня всю жизнь себя виноватыми будут чувствовать. Это даже хорошо. Вот посмотри на меня - мне вообще на защите тройку поставили - а кто я теперь? Лауреат всевозможных премий. А через годик мы тихонько твой сценарии на студию и отнесем - я тебе помогу. Сразу примут...

Нет, если тебе и в самом деле наплевать, я сейчас им все скажу... - и рванул обратно...

---

Финита ля комедия

Все закончилось, только отметок еще не сказали. Мы с шефом ушли пить кофе с коньяком где-то там - в баре, и всячески шутили - то бишь, утешали друг друга.

Тогда-то к нам подошел один из членов комиссии.
Уф, все обегал, - сказал он, - потом сообразил, где может быть Валентин Иванович..
- Не волнуйтесь, вы так, - продолжал он, - поставили мы вам пятерку, поставили..
- Кто волнуется?
- Да наш Валентин Иванович волнуется, кто же еще.. Знаете, что он нам сказал - что, мол, вам с ним совершенно наплевать, какую оценку мы поставим... (хмыкнув) и еще кое что прибавил...

---



Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • А у меня не поворачивается язык. Мой папа сказал: \"Если у человека в жизни не будет авторитетных и уважаемых, он никогда ничему не научится\". Так что, раз уж многие равы послали меня ко всем христианским чертям, позвольте мне сохранять столь приятную субординацию.
    Если мне будет позволено выставить на Острове воспоминания о Добровольском и Лезине, - в контексте познания ВГИКа, - я обязательно сяду и напишу. Не думаю, что институтская тема будет скучнее политических споров. Впрочем, слово за редколлегией и читателями. Даже теми, которые как бы тяжко корпели в мединститутах, вроде как бы игнорируя флаконы со спиртом.
    Чья учёба, приобретённые знания и дальнейший труд принесли обществу больше горя - предлагаю не обобщать и вообще не обсуждать.
    Ваш...

  • Гость - 'Гость'

    Рад, что разогрел тебя (вторично спрашиваю - ничего, что я на \"ты\"?).
    Что касается твоих воспоминаний о Назаровой, тебе показалось, что они мне показались негативными. Напротив, в твоей короткой зарисовке она весьма и даже очень узнаваема.
    Что касается Коли Добровольского - непременно расскажу. Ведь мы были с ним друзьями, хотя он был на режиссерском, а я на сценарно-киноведческом.
    Лезина знал шапочно. Пусть земля будет ему пухом...

  • Спасибо за приветствие и дополнение! Описанная история приёма в пионеры - просто АТАС!
    Вы меня разогрели! Сожалею, если мои воспоминания о Назаровой показались вам негативными. Собственно, как и писал, просто нахлынули воспоминания, а надеяться, что мои рассказы каким-то чудесным образом окажутся на сайте, я давно перестал, вот и скомкал всё. Вам хорошо, вас мудрецы сайта в длиннотах не упрекают, и пушкинистом не обзывают. А я как по минному полю хожу...
    Расскажите ещё про одну легендарную личность, - Николая Георгиевича Добровольского. Помните? По сути, по его настоянию (на последнем этапе) я решился ехать во ВГИК. Сейчас ничего не знаю о нём.
    А Николай Николаевич Лезин - директор общежития ВГИКа, - был вам знаком? Тоже ведь выдающаяся личность! Года два назад умер...
    Расскажите при случае!

  • Гость - 'Гость'

    Мне всегда приятно, уважаемая Наталья, читать Ваши эссе! А теперь еще и поучительно - уже о совершенно неведомой мне сфере.
    Спасибо!

  • Гость - 'Гость'

    Валентин, ВГИКовский шалом!
    Как здорово, что нас на Острове аж 4(четверо) ВГИКовцев: ты (ничего, что я на \"ты\"? Ведь мы из ВГИКа!), Наташа Ковалёва, Сережа Волченко и я.

    Ты вспомнил о Лесине и о Назаровой. И опять нахлынули воспоминания.
    Сколько можно рассказать о моих коллегах и друзьях по кафедре кинодраматургии! Захватывает дух. Какая была Кафедра! Какие звёзды советского кино! Габрилович, Вайсфельд, Ежов, Фигуровский, Адик Агишев, Семён Лунгин (отец нанешнего Павла Лунгина), Л.Голубкина, Валентин Черных, Анатолий Степанов, Кира Парамонова, Наталья Рязанцева, Е.Недугов (у меня есть рассказ о нём. См. на авторской странице - \"Обряд пострига в ряды КПСС\"), Александр Бородянский, Наталья Фокина (жена Льва Кулиджанова), Эдик Володарский, Александр Александров, А.Г.Никифоров, Николай Васильевич Крючечников, Людмила Кожинова (супруга Валентина Черныха) и другие.
    О каждом можно рассказать массу удивительных историй.

    Но уж коли ты вспомнил Анну Васильевну Назарову (по мужу Пендраковская), коротко расскажу о ней.
    Аня Назарова училась у нас на сценарном. Очень энергичная девушка...
    После защиты прижилась на кафедре, получила лекционные часы. Была из породы активисток.
    Когда меня заставили стать деканом (я отпихивался, как мог. Административная работа не по мне, а тем более начальственная должность), я взял в помощницы Назарову, пробив специально для нее должность \"зам.декана\".

    О деканатских буднях рассказывать не буду. Вспомню только один случай, характеризующий динамизм и авантюризм (в хорошем смысле слова)Ани.

    Дело было на закате советской власти. Как-то приходит Аня в деканат с огромным опозданием. Я спрашиваю о причине опоздания.
    И она поведала такую вот историю.

    Ее дочке трижды отказывали в приеме в пионеры. (Трагедия по тем достославным временам!). То ли из-за дисциплины, то ли из-за плохих оценок. Уже не помню.
    Девочка переживала страшный стресс.
    И тогда...

    Аня покупает в ГУМе шелковый пионерский галстук и везёт девочку на Красную площадь, прямо к мавзолею великого вождя.
    И на глазах у многолюдной публики ПРИНИМАЕТ ДОЧКУ В ПИОНЕРЫ. Произносит необходимые по такому случаю слова, принимает от дочурки клятву пионера. И друг другу по-пионерски салютуют:
    - Будь готов!
    - Всегда готов!
    Потом они идут в ближайшее кафе и закатывают пир: пирожные с лимонадом \"Буратино\"...

    Вот такая была у нас Анечка Назарова...
    А ты, Валя,вспоминаешь о Шекспире.
    Вот где полыхали страсти! Шекспиру такое и не снилось.
    Вот такой сюжетец...

    С ВГИКовским приветом,
    доцент Александр Григорьевич Бизяк.

  • Гость - 'Гость'

    Дорман прав.
    Оказывается в мире, кроме Дормана, есть ещё один Пушкиновед. А кто не верит... три карты ему, три карты, и к нам больше не ездец. О Шекспире и английских евреях я узнал от другого Дормана.
    М.В.

  • Преклоняюсь перед вашим традиционно внятным отзывом на рассказ! Тем более, как выпускник, - на первых этапах своей зашкольной учёбы, - того же Одесского Автодорожного техникума, - я просто из солидарности не могу вас упрекнуть даже в характеристике тормозов Лаза! Тем не менее, в контексте фразы \"Дорман не даст соврать.
    Вот сегодня я узнал от одного Пушкиноведа...\" - убедительно прошу подтвердить, - именно потому что на Острове меня нарицательно называют \"Пушкиноведом\", - что о Шекспире и английских евреях я вам ничего не говорил, как и про Тору, Талмуд и кипу. Нет, в моём сборнике о Пушкине есть статья \"Об эгрегоре, зонтике и еврейской кипе\", - но вы её не читали и со мной не обсуждали. Провозгласи же правду, и так мне будет спокойнее. Спасибо Вам и, конечно, изобретателям тормозов Лаза..

  • Щукинское училище было самым моим посещаемым, уважаемым и любимым. По многим причинам...
    Не знаю, когда вы туда поступали, но мне показалось, что был набор в мастерскую Ширвинда. Туда без юмора - ну никак... Если ошибся, простите!

  • Кстати, И Лесин был у меня. А современной добавкой к нашему мастерству - стала Аня Назарова, в те времена, позже Пиндраковская. Вполне объяснимыми путями она оказалась у нас подмастерьем. Интересная была дама! Этак, на сессии впорхнёт и предложит: \"А давайте-ка на следующий раз сделайте что-то в Шекспировском духе!\" Девушка у нас была одна, пикантная поэтесса, - она к ней с вопросом: \"Анна Васильевна, а как это в духе? В духе чего, какого произведения?\" Но А.В. будто не понимала и продолжала игру в демократию: \"А вот, что хотите, то и пишите! Но как Шекспир!\"
    Так и писали. Коллектив \"шукшинистов\", практически, человека четыре, попали в дурдом по алкоголю. Один, мой ближайший друг - потомок шаманов, умер на втором курсе. Кто-то подался в детективную литературу, по моде. Кто-то пропал в событиях в Армении. Не скажу за всех точно, - я сдавал и сдал экзамены экстерном, на втором курсе...

  • Спасибо за ответ! Ежов это нечто!
    Честно сказать, я не бродил по коридорам, но больше пребывал в самом вихре зарождавшихся там кино вулканов. Подробности, по разным причинам, сейчас стараюсь не упоминать, но \"пахать\" приходилось практически на всех факультетах.
    Рад вас приветствовать! Если бы вы к своему ответу мне добавили весь нужный комплект букв, моё уважение не стало бы меньше...

  • Гость - 'Гость'

    Я попробую, Наташа. Просто я уже работала над парой произведений Кирилла Берендеева – московского литератора: это довольно длительный))) процесс и кропотливый труд. Необходимо несколько убористых))) часов свободного времени. Выберу время и посижу. Но там на вскидку сразу во первых строках: запятая после -ну- отсутствует, тире рядом с местоимением без пробела. Именно таких очепяток достаточно))) – хотя всё это мелкие мелочи))) – элементарная корректура, требующая не напряжения ума, но зрения))).
    Cн. Ляшкевич

  • Какой кайф, что написали о Ежове - совершенно узнаваем. И вообще - приятно вместе вспомнить...
    А жена была - да, Наташа.
    Наши студенты нашли где-то журнал мод с ее фотографией, и подсунули на стол к Ежову.

  • Гость - 'Гость'

    Милая Наташенька!
    Всецело нахожусь во власти твоих воспоминаний о нашей альма-матер - ВГИКе. Написано вдохновенно, искренне и мастерски. Что значит - ВГИК!
    Прочитал твой замечательный рассказ и нахлынули на меня воспоминания. О родном сценарном факультете и, конечно же, о В.Ежове.
    Тебе посчастливилось у него учиться, а мне работать с ним на кафедре кинодраматургии и даже дружить с ним.

    Помню, в бытность студеннтом ВГИКа, я отправился с друзьями в ЦДЛ. Возле барной стойки (а где ж еще?!) увидели живых, воочию(!)Евтушенко, распивающим коньяк с Ежовым.
    Затаив дыхание, мы проскользнули мимо них и..."

    Далее, читайте рассказ АЛЕКСАНДРА БИЗЯКА
    "О ВГИКе" (Воспоминания (мемуары) на Последних Поступлениях, куда перенесен этот коммент в виде самостоятельного произведения.
    От Редколлегии
    В.Андерс

  • Во Вгике нас частенько так ругали, что хотелось застрелиться... Ей Богу.
    но никакие вузы - даже литературный инстит научить писать - не могут
    а вы у нас - без всяких таких учреждений.пишете иногда, как замечательный писатель

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Снежана, на Ваш вопрос:
    \"почему, кстати, если очепяток наделал в комментарии - нет возможности редактирования?\"
    ОТВЕТ
    Напишите новый коммент без ошибок, а предыдущий заблокируйте, переведя зелёную галочку в красный крестик. Или (если под чужим рассказом)напишите об этом в комменте автору (или модератору) и коммент с ошибками снимут.
    Редактор.

  • Гость - 'Гость'

    Как приятно когда встречаются друзья по ВГИКу.
    Есть о чём вспомнить. И Ежов оказался тем самым Ежовым.
    И коридоры, и байдарки, и походы и уборка картошки. Студенты. И слово какое хорошее - студенты.
    А к замечанию Миши Верника не особо следите.
    Он ВГИК в 1983 году и в другие годы не кончал.
    Он даже не знает что такое ВГИК. Что такое \"КЖД\" он знает. Что такое ГПТУ он знает.
    Но читать он любит. Особенно \"Мурзилку\". И ни так, как некоторые товарищи...Я не особо следил за текстом, вдыхая, как и сказал, атмосферу ВГИКа. Если не следить за текстом, то как можно делать замечания или хвалить. Наверное этому учили во ВГИКи.
    Но чтобы то не было ув. товарищи выпускники ВГИКов, и у нас кое-чему учили. Вот поэтому вы и есть старшие товарищи и мне у вас учиться. Что я с удовольствием и делаю. Дорман не даст соврать.
    Вот сегодня я узнал от одного Пушкиноведа что во времена Шекспира евреев в Англии не было. Они появились в Англии, примерно на 170 лет позже.
    И узнал я ещё, зачем старуха из \"Пиковой Дамы\" привезла в Россию железную кровать. И ещё я узнал, ни в Торе, ни в Талмуде нет указаний носить ермолку - кипу.
    В общем спокойной ночи дорогие товарищи.
    М.В.


    .

  • Уважаемы Валентин! Чувствую-чувствую, что вы бродили теми же коридорами.
    Мастер - конечно же, Ежов
    Училась, суди по всему - я раньше. чем вы. Окончила ВГИК в 1983 году

  • Дорогая Ариша.
    Рада, что вам было интересно. и еще более рада, что вы написали и о своем.
    и..вы правы -пока мы помним, мы живём!

  • Этот рассказ из рассказов кошмарно длинный!!! Поэтому, надеясь, что по этой причине И. Мендельсон сюда не заглянет, и не упрекнёт, что я перевожу внимание на себя, - спешу в кратчайшей форме поблагодарить автора за переданное тепло ВГИКовских коридоров, и непередаваемое напряжение извилин студентов, пришедших на экзамены.
    Да уж! - можно сказать, - о казусах того образования, и изворотливости студентов можно писать романы. Тем более, одна часть студентов сдавала сначала \"Научный (никак не иначе!) атеизм\", а после Перестройки \"Историю религий\" - по учебникам тех же авторов, но в другой обложке и с небольшими правками. А жизнь диктовала свои условия и новые задачи. В сумме, Фёдор, сын Сергея Бондарчука, ринулся в православие и, в интервью, после которого его поставили ведущим шоу \"Кресло\", - чуть ли не слёзно убеждал общество: сына растит, дом в Подмосковье построил, - одна беда, змей ещё не убивал. В каких-то своих рассказиках я так и писал, - а не послать ли новой звезде ящик змей, чтобы по полной программе выполнил \"Заветы Ильича\" и перестроечно-православные заповеди?..
    Вторая звезда, давний друг и компаньон Фёдора по самым рейтинговым фильмам о наркоманах и бандюках \"аля - 90-ые\", тот вообще ушёл в \"отцы-батюшки\" - крестоносцы, но что-то теперь стал вновь появляться на киноэкранах в мирском обличье, без креста и сутаны.
    Т.е. \"воистину...\" казусы и парадоксы приспособленчества идут нескончаемо извилистыми путями, поэтому, к воспоминаниям автора, довеском к моей благодарности, ещё всего пара вопросов: 1. Когда вы учились на сценарном?
    2. Валентин Иванович - мастер, не Ежов ли?
    Если он, то, как один из его учеников (90 - 92 год), я без труда представляю себе все те обороты речи, которые вышли обошли намёками. Спасибо вам и за это!

    К замечанию Миши Верника.
    Я не особо следил за текстом, вдыхая, как и сказал, атмосферу ВГИКа. Но к фразе...
    \"Хотя некоторых преподавателей и вспоминаешь всю жизнь. Но не всех.\"
    \"Хотя\" - меня не шокировало. Тем не менее, \"Но не всех.\" - вообще не нужно, потому что есть уже \"НЕКОТОРЫХ преподавателей\".

  • Безумно интересные воспоминания, доргая Натали, написаны запоминающимся стилем, с речевыми оборотами, диалогами... Прелесть! Много юморных моментов связанных с вашим шефом... Действительно, такие емкие воспоминания о студенческих годах помогут многим вспомнить и свои курьезные случаи... Но с вами, не шути! ВГИК - это звучит гордо! Я поступала в 1960 году в Щукинское училдище при театре им. Вахтангова... На одно место до 140 претендентов... Кроме того, важную роль играло ещё и то обстоятельство, что никто из нас не знал в какую мастерскую идет набор. Такие тонкости знали лишь близкие к театру люди. Я страдала чрезмерным драматизмом, а набор шел с уклоном юмора... Я читала диалог Натальи из \"Тихого Дона\", когда она рядом со свекровью под проливным дождём посылает проклятья Григорию... Необходимо было пройти три тура, а потом лишь два общеобразовательного предмета - Русский-литература и история... Да, точно сказано: - пока мы помним, мы живём!
    С любовью - Ариша.

  • Дорогая Снежана! Была бы очень рада, если бы вы в письме написали бы мне об опечатках. Самому уже очень трудно видеть свой текст свежими глазами - вот и не замечаешь
    Мой мэйл - natvale@rambler.ru

  • Миша, дорогой! Извините, если задела ненароком. Я и не думала к Вам обращаться (сегодня). Ведь не Вы один предлагаете сокращать, многие советуют друг другу. О мемуарной литературе рассказать могу,если кому-то это интересно, а \"чем больше, тем интереснее\" сказала я, так как мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было интересно читать наташины воспоминания и я с удовольствием прочла бы продолжение. Ваш же рассказ мне понравился, и я Вам об этом написала.

  • И почему, кстати, если очепяток наделал в комментарии - нет возможности редактирования? Непорядок))).

  • А я покорена))) Вам бы, Наташа, почистить его от очепяток - и цены не сложишь.)))

  • МИша-МИша! Это не отменяет того. что пару поправок я внесу. Сейчас мы просто рассуждаем о жанрах...

  • Гость - 'Гость'

    Ира вы пишите ув. Ковалёвой, а обращаетесь к Мише? Тогда расскажите нам об мемуарной литературе и особенных законах и кто сказал:- чем больше написано,тем интереснее.
    Никто не говорил, что у автора плохой стиль.И Миша не говорил. А замечания были восприняты автором положительно. И если никто другой не сделал замечания, то это не говорит о том, что на Мишу надо наезжать. А то пропадает интерес читать и высказывать своё мнение. Или мнение у всех должно быть одинаково. И мише делали замечания в последнем рассказе. И он был очень рад, что читатели сделали ему эти замечания. Всё исправил.
    С ув. к вам Ира, и к автору.

  • Ирина! Спасибо вам большое за понимание. И вы правы - это не совсем рассказ, а скорее живое воспоминание

  • Ваши воспоминания интересны не только по содержанию, они мне понравились именно стилем, разговорным языком, с некоторыми купюрами и сокращенными формами, точно так, как человек бы рассказывал устно. И,на мой взгляд, нет никакой необходимости их сокращать. Что за страсть: здесь убрать начало, там выбросить абзац, сократить середину? Разные авторы- разные стили, манеры изложения. Это воспоминания, воспоминания об интересных людях, мемуары,а не очерк,эссе или новелла. У мемуарной литературы свои законы: чем больше написано,тем интереснее. Конечно,если написано хорошо. Как в настоящем случае. С уважением,Ирина

  • А почему бы и не рассказать об армии? Или слишком много слов заменять придется? (тоже шучу).
    Мне кажется, что Вы можете и умеете обо всем, что угодно
    Валерию - очень может быть, что Вы правы. Повороты судьбы....

  • Испытал волнение от близости к кинематогафическому Олимпу, от удивительной истории «из первых рук» о \"биографии\" знаменитой «Баллады о солдате». Прочитал очень внимательно и комментарий Доктора Семена к мемуарам Натальи… Подумалось в этой связи, что если бы не судилося шестикласснику Грише Чухраю переехать вместе с родителями из славного провинциального города Мелитополя Запорожской области Украины в столичную Москву, куда его мать и отчима «партия направила» в… 1933 году… на учебу в столичную Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, то вряд ли бы он к концу мелитопольской десятилетки смог бы в украиноязычной среде избавиться самостоятельно от «украинизмов» и овладеть русским языком настолько, чтобы уже после войны, в 1946 году успешно сдать экзамен по русскому языку и литературе и стать студентом элитарного ВГИКа – учеником Юткевича и Ромма – творцом «Баллады о солдате»…

  • Гость - 'Гость'

    Конечно есть, что вспомнить. Хотя время неумолимо стирает всё из памяти. Но как пишите вы ув. Наталья, почти всё.
    Вот, как сейчас помню, идёт лекция на тему пневматическая система тормозов автобуса \"Лаз\".
    Тема, я вам скажу, очень интересная. Система тормозов автобуса \"Лаз\" отличалась от других систем тем, что когда автобус тормозил раздавался страшный визг. Пешеходы шарахались в разные стороны. А пассажиры по инерции срывались с мест и летели в сторону водителя, а он отпускал тормоза и давал газ, и пассажиры теперь летели назад. Крик, гам, тарарам, мат, и смех. Кто-то, кого-то, за что-то схватил. Тормоза у автобуса были хорошие...
    Так вот читает лектор новую тему:- Дизельный мотор на автобусе \"Лаз\".
    Всё, не бойтесь, это я пошутил...
    Ув.Семён, ну, что мои воспоминания против ваших?
    Или против Ковалёвых? Ничего.
    Вот если бы мы вспоминали службу в армии, то я бы вам такое рассказал, такое... хотите?
    Я и генерала позову. Он кстати вчера получил из Москвы очередную медаль. Вот ему есть о чём вспомнить...

  • Дорогой Семен. Как приятно, что вы написали о своих студенческих днях. С удовольствием прочитала. А вдруг у многих на нашем Острове найдется, что вспомнить о временах своего студенчество. Вот интересно ы былор

  • Я, конечно, не могу похвастаться столь яркими эпизодами из начала студенческой жизни, ибо абитуриенты мединститута не сравнимы по их возможностям красочно и экстравагантно, артистически, представить те или иные эпизоды. Склонность к неожиданным ситуациям и умение импровизировать и найти выход из, казалось бы, запутанной задачи, мне кажется, более важными для поступающего в любой институт искусств, нежели знание трёх походов Хмельницкого. А как выкрутилась Наталья, достойно войти в анекдот, как отметила и Валерия. Это и характеризует воспоминания ВГИКовки Ковалёвой от мемуаров поступающего в мединститут. Но некоторые всё же проявились...
    На экзамене по русскому письменному в Ленинградском Кораблестроительном Институте, опоздав на его начало, прямо с поезда, и, естественно, волнуясь, я о свободной теме даже не подумал, хотя писал всегда, и начал сдувать положенное под попу между ногами сочинение об Обломове из старой тетрадки, передвигая его, как при просмотре киноленты... Проверить не успел. Сочинение красного цвета от отмеченных ошибок с огромной двойкой было представлено мне в кабинете директора с сопутствующими вопросами: - «Как это у Вас отличника по литературе и троеченика в аттестате зрелости оказались все пятёрки по математике на вступительных экзаменах , а сочинение стыдно читать?» Меня зачислили условно с пересдачей сочинения через полгода....Об этом условии все забыли в мою пользу. Но через год, опомнившись, что не туда меня занесла морская романтика, я сдавал уже экзамены в мединститут.
    И тут же вспомнил, как меня выставил за двери экзаменатор, доцент-химик, которого мы очень любили за его интеллигентность и в то же время демократичность и любовь к нашему брату-студенту. Так вот, он и начал с того, когда я вошёл, вежливо и культурно, не повышая голоса, и почти ласково молвил: - «А не хотите ли Вы, уважаемый будущий коллега, выйти и, побрившись, вернуться к экзаменационному столу-с?».
    А ещё были такие профессора, как в упомянутой Вами сценке «Ольга Ильинская и цейтраферная съемка».
    Заведующего кафедрой детских болезней, устраивала беседа на общие интересные и малознакомые темы, даже не касавшиеся специальных, коими он довольствовался, и безо всяких билетов и вопросов по ним ставил пятёрки. При этом важно подчеркнуть, что он сам предлагал такой вариант, неожиданно обращаясь к аудитории: - «Кто хочет сходу сдать экзамен в моей клинике мне лично, поехали сейчас!» Три смельчака нашлись. И мы выиграли свои пятёрки.
    Уважаемая Натали! Мне было весьма интересно читать Ваши воспоминания, написанные живо, ярко, щедрой рукой и льющиеся из Вашей памяти благодарным потоком. И меня подтолкнувшие на некоторые прошлые эпизоды.
    Спасибо Вам огромное.

  • Миша, спасибо. С вашими замечаниями согласна. Постараюсь переделать. Еще раз - спасибо

  • Уважаемая Наталья,
    Ваш текст написан с теплом к тем людям, которые были во ВГИКе.
    Но...
    У меня есть небольшие замечания.
    \"Я училась в двух вузах, НУ не одновременно, а с небольшим перерывом. И самое удивительное, что экзамены - некоторые из них- остаются в памяти ярче, чем сами лекции. Хотя некоторых преподавателей и вспоминаешь всю жизнь. Но не всех.\"
    Почему -Хотя????
    Проходят годы и многое забывается. И преподаватели и сокурсники. Хотя… некоторых, самых любимых(хороших) помнишь всю жизнь.

    \"А экзамены... это нечто удивительное. Потом, позже, когда уже учишься - да, ты уже знаешь характеры преподавателей, ты уже можешь что-то прогнозировать.. А вот когда поступаешь...\"

    Что это? Может, этот абзац надо убрать вообще?
    И начать с :
    Итак - вступительные экзаменах на филфак. С английским языком справилась. С литературой и русским языком тоже.

    Причём здесь первый вопрос. И кому он предназначен??? Наверное экзаменационный билет и в нём первый вопрос. Потом второй вопрос и тд.

    \"Первый вопрос - ладно, что-то я знала.\"

    Это -разговорная речь, и в рассказе есть такие переходы на бытовой уровень, но они рассказ не украшают.
    В тексте есть такие казусы. Но это не стиль автора.
    \"По стенам были развешаны карты. На одной из них я обнаружила поход Богдана Хмельницкого.\"

    На картах походов нет. А есть пути или направления походов Хмельницкого….
    Но общее впечатление от рассказа вполне, и даже положительное.
    Надеюсь, Вы не будете на меня в обиде за дружесте замечания?
    Успехов!
    В.Миша

  • Уважаемая Натали,
    Ваш рассказ про студенческие годы появился сразу после воспоминаний Евы о школьном периоде. Так что читатели продолжат чтение любопытных случаев из жизни Вашего института -ВГИКа.
    Ваша находчивость на экзамене по истории про походы Богдана Хмельницкого и другие «подвиги», как на защите диплома, вызывают улыбку.
    Спасибо за ностальгические воспоминания,
    Валери

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Николаенко Никита  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 1
  • Пользователей не на сайте: 2,327
  • Гостей: 466