Талейсник   Семен


                    ЗЕМЛЯЧОК 

           В нашей винницкой компании мой приятель слыл незаурядным шахматистом. Живой и остроумный еврей-интеллектуал с острым взглядом всегда бегающих небольших глаз, "оседлавших" как бы вместо очков  самый, что ни на есть типичный "шнобель, отличался ещё неприятным хихикающим смехом, звучавшим не всегда к месту. Порой в нём чувствовалась фальшь..
           Он использовал  свои способности шахматиста, соперничая со мной в ухаживании за дочкой начальника милиции. Полковник в неподходящих к его простецкому лицу очках в сочетании с не выпускаемой изо рта смятой папиросой, выглядел не по должности миролюбивым и добрым. Как и мой соперник, он увлекался шахматами. Оба  играли настолько сильнее меня, что я не мог даже рискнуть сразиться с ними. Зато у моего приятеля всегда находился  повод прийти сыграть пару партий с полковником в его свободное время, когда дочь находилась  дома, а меня поблизости не было.
            Мой соперник не курил, не пил и не выражался, поэтому он выглядел более приличным кавалером, чем я. Но пёсик Джонни, беспородный пудель случайной дворовой вязки, и его хозяйка, наверное, этого не замечали и явно отдавали предпочтение мне. Это ощущалось и по заливистому лаю Джонни, сопровождаемому быстрым вилянием коротенького пушистого хвостика, и по смущённой улыбке его хозяйки при моём появлении…
             Казалось, до моего отъезда на учёбу в Ленинград, у него шансов никаких не было, но за год, пока я "осваивал" не подошедшую мне профессию кораблестроителя, он кое-какие позиции в свою пользу всё же занял и вселил некоторые сомнения в душу юной и неискушённой девицы. Потом, когда я вернулся, мы быстро разобрались, что к чему, и status quo был восстановлен. Приятель уехал и в Одессе осчастливил свою первую избранницу. Возвратившись, он женился на другой, а теперь, уже остепенившись, живёт с третьей. Я тоже женился (не на дочке полковника), но прожил свою жизнь с одной женой. Впрочем, я не об этом.
           Уже на донецкой земле нас снова объединило землячество. Отмечали какой-то праздник. Вечеринка  была в разгаре. Женщины, вместе с не очень любимой моим землячком  тёщей, сидели ещё за столом, а мужчины, собравшись в другой комнате, веселились: кто курил, а кто слушал или рассказывал анекдоты. Затем в тесноте, как обычно в таких квартирах, пытались танцевать, но мешали теснота, отсутствие слаженности, а иногда и просто неумение. Ну и, конечно, какая-то примесь алкоголя к крови сделала свое дело: появилась неловкость в координации движений, а также неоправданная порой их амплитуда.
           Вот, наконец-то я нашёл нужное слово! Амплитуда меня и подвела и вызвала излишний наклон в сторону трюмо, на которое я и облокотился плечом. А оно возьми и тресни. Последовала сцена, как в «Ревизоре»… Особенно испугались и побледнели хозяйка и моя впечатлительная жена, верившие приметам.
           Хозяин дома, человек прагматичный да ещё и с юридическим образованием, как бы шутя, со снисходительной ухмылкой что-то произнёс о возмещении ущерба… Но в каждой шутке есть доля…и далее по тексту. И я тут же решил искупить свою вину, ощущая неловкость от сочувствующих взглядов, и, по-гусарски, пообещал возместить урон. Приятель не остановил меня ни единым словом.
           Вечеринка, не ставшая пьянкой из-за возникшей неловкой ситуации с возможным роковым исходом, завершилась скучнее обычного и явно укоротилась. У всех присутствовавших, шевелились мешающие расслаблению непрошенные мысли о возможных последствиях…
           Буквально уже на следующий день, я выяснил в мебельном магазине, сколько стоит такое трюмо, и почтовым переводом отослал эту сумму плюс несколько копеек сверх цены. Этим я в юношеской запальчивости продемонстрировал отношение к моему земляку в возникшей ещё раз между нами каверзной ситуации. Хотя, почему он должен был не так поступить, отказавшись от возмещения ущерба? Может быть, я зря подумал об этом и был к нему несправедлив…
           Согласно примете, тёща вскоре, меньше чем через месяц, умерла. Думаю, зная его прагматичный характер и неискреннюю любовь к ней, что это событие его не очень огорчило. Может быть, он в душе меня и поблагодарил, хотя моей прямой вины во всём случившемся не было: во время танцев меня могли случайно и подтолкнуть. Но некоторые были уверены, что смерть тёщи моего землячка лежит на моей совести. На совести человека, разбившего в доме хозяйки зеркало. В полном соответствии с народным поверьем…
           Оставшийся осадок после этого инцидента, наслоившийся на памятные попытки увести у меня девушку в моё отсутствие в прошлом, стали причиной нашей размолвки на долгие годы, , наверное, уже до конца быстротекущей жизни…

***
          Как вы понимаете на поминки тёщи землячка я не пошёл, "опосаясь мистического взгяда её из гроба", осуждающего или клеймящего меня за разбитое зеркал в её доме.
         Но мне захотелось рассказать как в нашей среде мы вообще оносились к поминкам... И этому посвящено моё следующее небольшое эссе.

                           ПОМИНКИ

          Еврейская семья в Израиле после похорон, опустив в вырытую в песке могилу, обложенную бетонными плитками, тело, завёрнутое в ткани - "тахрихим" (саван), придя домой, усаживается в траурных одеждах на пол, и все сидят в течение недели так называемую "шиву". Трапезы нет. Кто хочет есть, может выйти на кухню и перекусить. Никаких возлияний и тостов. Постепенное привыкание к тяжёлой утрате в течение шивы прерывается на время приходом очередных родственников или друзей с соболезнованиями, вновь вызывающими понимание случившегося и новые слёзы и стенания.
          У нас, у галутных евреев, «шиву» соблюдали лишь в отдельных семьях, следующих традициям иудаизма. Некоторые следовали этому обряду частично. Не было обычая устраивать поминки после похорон. Русские и украинцы, среди которых прошла наша жизнь, придя с кладбища, где захоронили близкого человека в привычном для нашего понимания и опыта деревянном гробу, как и были упокоены наши родители, следовали обычному ритуалу и устраивали поминки, причём не обязательно для приглашённых, а для всех, кто придёт и сядет к столу, чтобы выразить своё уважение к усопшему, к близким ему людям, семье и чтобы разделить с ними скорбь и тяжкое чувство перенесенной утраты.
         Обычно все приглашённые собирались либо в квартире, либо в снятой столовой, и начиналась трапеза, называемая поминками по усопшему. В отличие от принятого застолья у пришедших лица были помечены маской скорби, тихо и сдержанно произносились тосты, подчёркивающие достоинства усопшего: "О мёртвом либо ничего, либо только хорошее", как принято говорить. Водка разливалась в гранёные стаканы, никто ни с кем не чокался, а молча выпивалась и закусывалась по традиции пирожками, борщом, котлетой с гарниром и запивалась компотом.
          На стол обычно ставился для покойного стакан с водкой, покрытый пирожком либо ломтиком хлеба. Поев и выпив за упокой души, все расходились молча или не совсем в зависимости от количества и воздействия выпитого. Скорбь уменьшалась, родственникам становилось полегче... И мы не раз участвовали в таком ритуале после похорон наших близких русских друзей, выражая своё отношение к покойному и к членам его семьи, во всем, кому он был дорог.
         Наша семья испытала на себе смысл поминок, когда начали умирать наши родители, и нарушила не в первый раз еврейскую традицию, с основами которой мы почти не были знакомы в силу идеологической зашоренности, запретов, отсутствия в семьях стариков, знавших каноны, а также в результате полученного воспитания и менталитета. Мы были этническими евреями по происхождению, а иудаизм, как традиция, сохранялся в редких еврейских семьях европейской части страны в отличие от евреев Закавказья и Средней Азии, где ему следовали из поколения в поколение. Святость субботы, кашрут (особые требования к приготовлению пищи и исходным продуктам) были для нас отвлечёнными понятиями. И только после появления государства Израиль, перед исходом во второй половине и, особенно, последней четверти ХХ века, русские и украинские евреи начали широко приобщаться к основам иудейских канонов.
           Первой познакомилась с поминками наша дочь, в подростковом возрасте, когда она вынуждена была принять участие в поминальной трапезе после похорон старой одинокой учительницы, жившей в нашем доме. Сердобольные соседи и подруги усопшей накрыли стол и пригласили учениц со двора. Моя дочь плакала и не могла смотреть на еду, но вынуждена была сидеть для приличия среди выпивавших и евших подруг и соседей. Рыдая, испытывая отвращение к пище, она явилась домой и сказала, что это отвратительный обычай. Мы не стали её разубеждать.
           Когда много лет до этого в железнодорожной аварии случайно погиб отец моей жены, она была ещё девочкой и плохо помнит события этой трагедии, но ей кажется или смутно помнится, что, придя с кладбища, близкие и друзья сидели у них за столом и пили чай…
         У нас, когда мы вернулись с кладбища после похорон матери, и в мыслях не было что-либо устраивать. Но мои украинские друзья - шахтёры и их жёны, не предупредив нас и не получив на этот счёт нашего согласия, нагрянули неожиданно, Своими силами приготовили стол, накрыв его для тех участников процессии, которые оказались в нашей квартире. Мы, вначале с недоумением и неким внутренним колебанием, всё же сели к столу и вместе со всеми помянули маму. Честно признаюсь, что под воздействием алкоголя я почувствовал облегчение и ярче начал вспоминать всё лучшее, что было связано с ней в моей жизни и в жизни моей семьи. Мой горевавший очень сильно отец, тяжело переживавший неожиданную утрату жены, с которой прожил более полувека, мне кажется, тоже как-то отошёл от горечи утраты и тяжести процесса погребения. Теперь на его лице появилось более мягкое выражение сочувствия и скорби…
           После похорон отца мы уже заранее планировали поминки и вместе с друзьями организовали их. И не пожалели: так же, как и в первый раз, это принесло нам облегчение. И тёщу мы тоже помянули за столом. Да простят нам наши предки - иудеи, сохраняющие веками традиционные ограничения и запреты на не наши обычаи, но я убеждён, что лучше бы обычаями делиться, а не отвергать их только потому, что у людей разная вера. Наша семья этого не признаёт. Я уважаю любую религию, лишь бы в ней не звучали призывы к насильственному соблюдению ритуалов и традиций, а тем более к их принудительному внедрению.
          И от поминок по усопшему я бы посоветовал никому не отказываться, так как на собственном опыте проверил их благотворное воздействие, да и виновник бы нас не осудил, зная, что за этим столом люди его вспоминают добрым словом и им легче переносить вечную разлуку с ушедшим...



Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Представил я себе его судьбу:
    Вдруг шнобель не поместиться в гробу?!

  • Спасибо, уважаемая Ариша, за понимание и совпадение мнеий.
    Семён.

  • Дорогой Семён, наша память не скудеет и воспоминания нет-нет да и выплёскиваются на бумагу. Внимательно ознакомилась с вашими воспоминаниями и, скажу вам откровенно, что полностью поддерживаю ваши выводы по поводу поминок... Да, тяжело прощаться с близкими, но когда рядом с тобой друзья, то безусловно на душе становится полегче... Будьте здоровы! Всего вам самого хорошего.
    С обожанием - Ариша.

  • Полноценное дополнение, как и обычно.

  • Дорогой Валерия, Знаток всего и вся!
    Не могло завершиться обсуждение разных вариантов поминок без такого экскурса в прошлое.
    Не могу сказать, что спокойно это можно читать, но таковы были предки многих современных цивилизаций. Ими владели мифы, легенды, поверия и традиции, порой весьма и весьма жестокие и кровавые.
    Огромное спасибо Вам, что пополняете наши скудные знания о наших древних земляках, живших на просторах Руси.
    Описанный Вами ритуал погребения и обряда поминовения усопшего с отдачей ему немыслимых знаков уважения от родственников мужа девушки, согласившейся на заклание, да ещё пришедшим к нам из прошлого языком - просто подарок всем нам, принявшим участие в обсуждении.
    Спасибо Вам большое.
    С уважением СТ.

  • Думаю, дорогой Доктор, будет весьма полезным напомнить, что до принятия христианства на Руси погребения сопровождались и массовым членовредительством, и жертвоприношениями животных и людей, и прочими варварскими песнопениями под блины. И дожившая до наших дней традиция алкогольных возлияний дошла до нас тоже из языческого времени. Поэтому весьма критически отношусь к участившимся сообщениям о чрезмерном поощрении в некоторых соседних с Украиной местностях варварских языческих обрядов и о массовом открытии так называемых элитных ритуальных трапезных, хотя, тут я соглашусь с Вами, умеренное употребление алкоголя в этом случае вполне уместно и фактичски вполне сравнимо с потреблением наркосодержащего корвалола.

    ***

    921-922 гг.
    …Если умрет главарь(россов. – Прим.), то его семья скажет его девушкам и его отрокам: “Кто из вас умрет вместе с ним?” . Говорит кто-либо из них: “Я”. И если он сказал это, то [это] уже обязательно, - ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. Большинство из тех, кто это делает, - девушки. И вот когда умер тот муж , о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: “Кто умрет вместе с ним?” И сказала одна из них: “Я”. Итак, ее поручили двум девушкам, чтобы они охраняли ее и были бы с нею, куда бы она ни пошла, настолько, что они иногда [даже] мыли ей ноги своими руками. И они [родственники] принялись за его дело, - за кройку для него одежд и устройство того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему .
    Когда же наступил день, в который должны были сжечь его и девушку, я прибыл к реке, на которой [находился] его корабль, - и вот он уже вытащен [на берет] и для него поставлены четыре устоя из дерева хаданга и из другого дерева [халанджа], и вокруг них поставлено также нечто вроде больших помостов из дерева. Потом [корабль] был протащен, пока не был помещен на это деревянное сооружение. И они стали его охранять, ходить взад и вперед и говорить речью, для меня непонятной. А он [умерший] был еще в своей могиле, [так как] они [еще] не вынимали его.
    В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода “кумачами”. Потом они принесли скамью, поместили ее на корабле, покрыли ее стегаными матрацами и византийской парчей, и подушки - византийская парча. И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше постилки. Это она руководит его обшиванием и его устройством и она [же] убивает девушек. И я увидел, что она старуха-богатырка, здоровенная, мрачная…
    …Итак, они прошли с ней в направлении к кораблю. И она сняла два браслета, бывшие на ней, и отдала их оба той женщине-старухе, называемой ангел смерти, которая ее убьет. И она сняла два бывших на ней ножных кольца и дала их оба тем двум девушкам, которые [все время] служили ей, а они обе - дочери женщины, известной под названием ангел смерти.
    После этого та группа [людей], которые перед тем уже сочетались с девушкой, делают свои руки устланной дорогой для девушки, чтобы девушка, поставив ноги на ладони их рук, прошла на корабль. Но они [еще] не ввели ее в шалаш. Пришли мужи, [неся] с собою щиты и палки, а ей подали кубком набиз(алкоголь. - Прим. ). Она же запела над ним и выпила его. И сказал мне переводчик, что она этим прощается со своими подругами. Потом ей был подан другой кубок, она же взяла его и долго тянула песню, в то время как старуха торопила ее выпить его и войти в палатку, в которой [находился] ее господин.
    И я увидел, что она растерялась, захотела войти в шалаш, но всунула свою голову между ним и кораблем. Тогда старуха схватила ее голову и всунула ее [голову] в шалаш, и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять палками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, вследствие чего обеспокоились бы другие девушки и перестали бы стремиться к смерти вместе со своими господами.
    Затем вошли в шалаш шесть мужей из [числа] родственников ее мужа и все [до одного] сочетались с девушкой в присутствии умершего. Затем, как только они покончили с осуществлением [своих] прав любви, уложили ее рядом с ее господином.
    Двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, пришла старуха, называемая ангел смерти, наложила ей на шею веревку с расходящимися концами и дала ее двум [мужам], чтобы они ее тянули, и приступила [к делу] , имея [в руке] огромный кинжал с широким лезвием. Итак, она начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла.
    Потом явился ближайший родственник умершего, взял палку и зажег ее у огня. Потом он пошел, пятясь задом, - затылком к кораблю, а лицом к людям, [держа] зажженною палку в одной руке, а другую свою руку на заднем проходе, будучи голым, - чтобы зажечь сложенное дерево, [бывшее] под кораблем. Потом явились люди с деревом [для растопки] и дровами. У каждого из них была палка, конец которой он зажег. Затем [он] бросает ее в это [сложенное под кораблем] дерево. И берется огонь за дрова, потом за корабль, потом за шалаш, и мужа, и девушку, и [за] все, что в нем [находится]. Потом подул ветер, большой, ужасающий, и усилилось пламя огня и разгорелось его пылание. Был радом со мной некий муж из русов . И вот я услышал, что он разговаривает с бывшим со мной переводчиком. Я спросил его о том, что он ему оказал. Он сказал: “Право же, он говорит: “Вы, арабы, глупы”. Я же спросил его об этом. Он сказал: “Действительно, вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай”. Потом он засмеялся чрезмерным смехом. Я же спросил об этом, а он сказал: “По любви господа его к нему, [вот] он послал ветер, так что он [ветер] возьмет его в течение часа”. И в самом деле, не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка, и господин превратились в золу, потом в [мельчайший] пепел… - АХМЕД ИБН ФАДЛАН, «КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В БУЛГАР В 921-922 ГГ.


    ***

    Июль 971 года

    Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава [Святосла́в И́горевич (942—март 972) — великий князь киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец. В византийских синхронных источниках именовался Сфендослав (греч. Σφενδοσθλάβος). - Прим.] предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них.

    Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра. Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем \"Описании морского берега\", что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион [Мирмикион – древнегреческий город на западном берегу Киммерийского Боспора – Керченского пролива – чуть севернее современной Керчи. – Прим.], лежащего у Меотидского озера. Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии . Явными доказательствами [скифского происхождения Ахилла] служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость, над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны. Тавроскифы и теперь еще имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: \"Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос\". Но довольно о жертвоприношениях тавров…- Лев Диакон [Лев Диа́кон (до 950, селение Калоя (ныне Келез) у истоков Каистра (Кучук-Мендерес), Малая Азия — ок. 1000)], «История».

  • Спасибо, Лёша! Я всегда рад твоему вниманию и ценю твоё мнение.
    Семён.

  • Гость - 'Гость'

    Семён, ты один из немногих авторов пишущих рассказы о себе или пропущенные через своё личное мироощущение. Это ценное качество. Это искренность. Это честность. Всего тебе доброго в жизни.
    За сим Аксёнов.

  • Уважаемый Александр!
    Ответит в рифму не получилось. Примите слова благодарности за понимание и созвучие в прозе.
    СТ

  • Вот Вы и потрафили Владимиру Борисову, которому сказали, что евреи веселятся на поминках. Вы правы, а я нет. Но случай с Вашей мамой всё же из ряда вон выходящий. Либо это могло быть в компании одесситов... Я Вас за это вовсе не осуждаю, а понимаю, что так могло быть.
    Что касается самобичевания,, то Вы не по адресу, так как знаете, что я с первых Ваших эссе к ним прикипел ( и к Вам тоже) и всегда их жду и приветствую, даже если не попадаю в строку, в тему, в струю...
    Спасибо Вам за отклик.
    Ваш Семён.

  • Как раз, ув. Семен, я имел таки в виду не вас, хотя использовал ваш укольчик...
    Но \"на воре шапка горит\"...
    Я не пожарник, и обращаться не ко мне...
    Лайла тов!

  • Ваше имя, грубиян с седою головою и бородою, я назвл шутя и не оскорблял Вас, хотя знал, что Вы не преминете воспользоваться и высказанными мною суждениями по поводу некоторых еврейских традиций, которым Вы слепо следуете после перехода от комсомольской юности и советского воспитания к махровому иудаизму.
    Мы уже не впервые на эту тему \"беседовали\" и прекратили, так как не можем и не сможем договориться.
    Слово \"рыло\" Вам всё же применять было нельзя, так как оно характерно для свиньи. Этим Вы нарушили словесный кашрут. Ай-яй-яй!
    Но Вы всё время ждёте, когда это я всё же что-нибудь скажу в своём несогласии с 613 заповедями...Не буду же я Вам повторять, что хочу, чтобы транспорт ездил по субботам, так как у меня нет машины, что я хочу, чтобы мой внук мог жениться в Израиле, если выберет себе жену - не еврейку. Хочу, чтобы мне не заглядывали в кастрюлю и я мог бы покупать свинину в супере в центре Иерусалима или Тель Авива и т.д и т.п.
    Хочу жить в демократической еврейской стране.
    Я же Вам молиться не мешаю и соблюдать все 613 или даже больше заповедей, от многих из которых пахнет древностью и плесенью...
    И ученики в Ешивах всю жизнь сидят и учат Тору, паразитируя на теле общества, не работая и не служа в Армии по возможности. А потом ещё так долго учаться на раввина! Кошмар!
    Зря Вы меня задели и ещё попытались оскорбить.
    И мне пришлось Вам отвечать и попросить Вас забыть мой адрес, так как Вы не умеете себя вести в приличном светском обществе. Может быть у вас, у ортодоксов, так принято?...
    Прежде чем Вы позволите себе ещё раз в таком тоне писать мне комменты, перечитайте свой предыдцщий. Возможно Вам станет стыдно.

  • Семён! Так реалистично всё, так зримо и так хорошо по стилю- неспешному, подробному, с уважением к тем читателям, которых это коснулось…Мне стало даже немножко неловко за мои шутки в публикуемых эссе…А что касается сути воспоминаний: когда хоронили мою мать – одесситку (разумеется, по русским обычаям , в Москве, но при скоплении старых одесситов) - за столом стоял хохот: все вспоминали одесскую юность, и невозможно было удержаться от смеха. Я чувствовала, что это грешно, но думала, что матери эти похороны бы понравились. И поймала себя на мысли, что я хочу , чтобы мои похороны тоже были весёлыми…
    Мне были интересны Ваши размышления…Здоровья Вам. Пишите!
    С нежностью,
    С.Сурина

  • Гость - 'Гость'

    Дорогой Владимир, по поводу того, что Вы \" слышали десятки раз..\", рекомендую почитать:
    Микки Вульф \"Фольклор как подсознание\"
    http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer3/Wulf1.php

  • Гость - 'Гость'

    Интеллигентные и еще и умные люди умеют молчать. А еще лучше, когда знают и употребляют слово \"не знаю\"...
    А вот всезнайки, обычно недалекие люди, суют \"рыло не в свое корыто\", начиная заюмно и категорично рассуждать о вещах,м совершенно неизведанных и неизвестных...
    Например, чтобы стать рядовым раввином надо окончить хедер, затем ешива ктана (малую иешивы\", после ешива гдола \"высшую иешиву\" на уровне университета - учеба 6-8 лет. И только после этого ему дается возможность в течение нескольких лет подготовиться к экзаменам на звание раввина.
    Вот и подсчитайте сколько лет очень напряженной (по 10-16 часов ежедневно) учебы.
    И только такой специалист имеет право рассуждать и решать вопросы относящиеся к еврейской религии...
    И очень печально, когда малограмотный человек безапеляционно бросает что-то подотношению 613 Заповедей, данных еврейскому народу.
    Уж лучше бы \"рассуждал\" о семи (только семи) Заповедях, данных ВСЕМ НАРОДАМ МИРА. Бней Ноах (Дети Ноя).
    Очень смешно слышать и читать ляпсусы.
    Это похоже, как любитель домашнего пения судит об опере, придя в концертный зал или театр впервые.
    И как не странно, очень многие люди считают себя спецами в двух областях: медицине и религии...
    Это по поводу беспрецендетного упоминания к месту или неместу моего имени.
    Иегуда

  • Нет, дорогой Владимир, кто-то Вас дезориентировал. Никогда евреи не веселяться во время траурных дней - шива - сидение на полу в течение недели и оплакивание усопших. Я это описал. И поминок у них нет.
    Веселье присущее евреям с песнями и плясками по разным поводам, особенно на свадьбах, во время праздников Пурим, Ханука, Новый Год...Тануцуют все, и религиозные особенно, завершая молитвы.

  • Дорогой дважды земляк, а не землячок!
    Наконец я дождался твоего коммента. Ну, дорогой дружище, ты и выдал мне за мои придирки. Мне безумно стыдно, особенно за неточность в определении главпного обвинения: Виновен или не виновен я в смерти тёщи? Принимаю твой вердикт и кладу голову на плаху. Казни или помилуй. По твоему усмотрению. Но если казнишь, то посчитаю тебя приверженцем предрассудков...
    Умирая виртуально, считаю себя всё же невиновным. А мои сомнения от избытка честности...
    Теперь попрбую защититься от критических замечаний. Но ты, увы, написал их в три раза меньше, но с каким \"садизмом\" ты мне их подробно описал, сделав от возбуждения пару ошибок....
    Первая: Я не написал слово \"инциНдент\", а правильно \"ИНЦИДЕНТ\". Специально только что поднялся и проверил.
    Вторая: Нечего приписывать пёсику Джонни ещё описанную мною улыбку. Улыбка была у моей девушки...
    Спасибо тебе за высокую оценку моих текстов. Получить их от самого Бизяка - дорогого стоит.
    С уважением, Семён.

  • Спасибо, что отклинулись. Но я не сторонник портретов, как и чувствительных или афористических надписей на памятниках. Там должны быть даты, фамилия и имя, обязательно и на русском, и всё. Портреты хранятся дома в альбомах или на дисках и для близких людей. Зачем на них глазеть всем проходящим. Портреты сохраняют возраст, и каков он был бы (усопший или усопшая) через годы, пока мы приходим, неизвестно, А те, кто прийдёт после нас (внуки, правнуки) их образ не знают. Дай Б-г, чтобы посмотрели в альбоме, на диске, или портрет на стене...
    Хорошо, что по поводу поминок у нас совпали взгляды.
    С уважеием, Семён.

  • Гость - 'Гость'

    Дорогой мой дважды землячок (по Израилю и по Андерсвалу)!
    Хочу начать с благодарности Валерии, которая укрупнила шрифт и тем самым позволила мне по достоинству оценить твой текст. Который, повторяю - как всегда - прочитал с огромным интересом.
    Подкупает твой живой, искренний, без выпендрёжа, стиль (прости за некорректное словечко).
    Твои байки и рассказы хочется читать. И в этом твоя авторская индивидуальность. А если автор по-писательски индивидуален, это дорогого стоит.

    Теперь о нелицеприятных замечаниях (взял на вооружение твой же принцип, который ты продемонстрировал в комменте под моими приключениями в ряде стран Западной Европы. Так что, как говорится, от нашего стола - к вашему столу. Долг платежом красен!).

    Хотел было тоже адресовать тебе девять замечаний, но, увы, как ни старался, наскрёб только три.

    1. Ты пишешь: \"Примесь алкоголя к крови сделала свое дело: появилась неловкость в координации движений, а также неоправданная порой их амплитуда\". (Речь идет о пьянке с печальными последствиями для тещи твоего \"землячка-дружка\").
    А двумя-тремя абзацами ниже я читаю:
    \"Моей прямой вины во всём случившемся не было: во время танцев меня могли случайно подтолкнуть\".
    Так тебя \"случайно\" полтолкнули, или \"из-за примеси алкоголя в крови ты всё же САМ потерял ориентацию\"?
    Зачем юлить и выгораживать себя? Наберись мужества, признайся! Хотя бы самому себе. Я уж молчу о теще, в гибели которой виновен ты и только ты.
    Пить надо меньше, дорогой! И тогда, глядишь, и чужое зеркало осталось бы в сохранности, и тёща, на зло зятю, продолжала бы наслаждаться жинью.
    Не забывай, что жизнь человеку (даже нелюбимой тёще!) дается только раз. И лишать ее из-за потери \"амплитуды\" - извини, преступно.

    2.И совсем уж вызывает содрогание брошенная вскользь тобою фразочка: \"Оставшийся ОСАДОК после этого ИНЦИНДЕНТА\".
    Смерть тещи по твоей вине ты называешь \"ИНЦИНДЕНТОМ\"?!
    Ну, знаешь! Окстись,родной! Как можно?!..

    3. \"Мой соперник не курил, не пил и не выражался, поэтому он выглядел более приличным кавалером, чем я\".
    А по мне - такие кавалеры активно вызывают неприятие. Не люблю таких и даже презираю.

    А вот пёсика по кличке Джонни принимаю всей душой. Мне всё в нем нравится - и \"быстрое виляние хвостом\", и \"заливистый лай\", и его \"смущенная улыбка\".

    На этом 3-м замечании мои претезнзии кончаются.

    А если говорить серьезно - обе твои вещи прочитал с огромным удовольствием.
    Вы молодец, д-р Талейсник!
    Обнимаю, и будь, пожалуйста, здоров и благополучен!
    САША

  • ...Кстати, Семен, одна из легенд окружающий еврейский народ и крепко засевший среди русских людей, что настоящие еврейские поминки обязательно должны быть веселыми. По крайней мере я подобное слышал десятки раз...

  • Совершенно согласна с Вами, Семен.
    \"...да и виновник бы нас не осудил, зная, что за этим столом люди его вспоминают добрым словом и им легче переносить вечную разлуку с ушедшим...\"
    Так принято было и у нас в семье и в Украине, и с горьким продолжением - В Израиле.
    Хочу добавить свое мнение по поводу портрета на памятнике. Это традиция совершенно не принята в Израиле и я даже знаю кладбища, где родственники усопшего подписывают бумагу, что они не будут устанавливать фото.
    Когда умер мой папа, мы заказали его портрет и уже 13.5 лет его улыбка греет нас, когда мы приходим к нему. Когда 5.5 лет назад не стало моей сестры, ей поставили очень необычный памятник, но места для портрета там не нашлось. И мне и нашей маме очень не хватает этого. Хотя, конечно, ее лицо всегда перед нами. Но, наверное, нам было бы так легче...
    Спасибо за ассоциации, хоть и грустные, но важные.
    Лина

  • Многоуважаемый Семен! Простите за нескромность, но и я тоже, как и Танюша, уловила связь между двумя Вашими сюжетами и инструмент для воплощения замысла:). А по сути, опять-таки повторюсь, моя точка зрения в отношении поминок весьма субъективная, и Б-же упаси, кому-то ее навязывать. Особенно если они выглядят так, как Вы об этом пишете: \"поминкам, собранию людей для воспоминания о лучших качествах ушедших, о знаковых или памятных событиях, о его (её) месте среди собравшихся, о сохранении памяти о нём(ней).\" - что и говорить, это идеальный вариант. Кстати, моя подруга, Ваша коллега, когда-то мне сказала, что даже с медицинской точки зрения человек не может и не должен находиться в долгом стрессе. Тем более, что Жизнь - продолжается. Восхищаюсь Вашим жизнелюбием и Вашей разносторонностью, уважаемый доктор. Пишите еще!

  • Поддерживая не свойственную евреям форму поминок, я всё же не соглашусь с Вами о целесообразности заимствования для примера картины полного ритуала русских поминок с кутьёй и блинами, а особенно - с песнопениями. Может быть в деревнях глубинки России или в отдельных патриархальных семьях старой Москвы ещё можно встретить такие шумные и обильные застолья, но это уж просто по традиции годиться для одних и не приемлемо, мне кажется, для более современных русских и украинцев, среди которых мы жили и поминки были более скромными. А уж для нашего брата - нонсенс, как писали Нисина и Симонова. Я и исходил из таких примеров. Других у меня просто не было.
    Хорошо читать коммент от сведущих людей.
    И спасибо за информацию и отклик.
    С уважением, СТ.

  • Дело в том, уважаемый Сандро, что восторгов до Костыля вообще не было. Были деловые комментарии, но стихотворение Миши Костыля так всем понравилось, что под шумок его восхваления, я думаю, и мне перепало.
    Сдержанный комметарий Фаины, с которым Вы согласны, меня тоже вполне удовлетворяет.
    Ваш, СТ.

  • Милая Танюша!
    Ты одна доподлинно поняла связь обоих моих текстов так, как я того хотел. Мне очень хотелось связать их воедино и я, кажется, нашёл ту «мистическую» уловку, которую ты заметила.
    Кроме того, ты подобно мне относишься к предрассудкам, являющимися по своей сути просто совпадениями случайных событий или фактов. Здесь без скепсиса не обойтись, чтобы не попасть в число легко верующих всяческим сплетням, пересудам, чудесам…
    А покупка новых вещей взамен разбившихся старых, которых было жаль выкидывать – это просто праздник и повод обмыть…
    Так что спасибо тебе за взаимопонимание и добрые слова.
    Семён.

  • Гость - 'Гость'

    Согласен с отзывом Фаины. Только почему восторги постепенно перешли к Костылю?

  • Гость - 'Гость'

    Поскольку, дорогой Семен, я Вам желаю до 120 и более (зря что ли коленку меняли), т.е. времени вполне..., придется Вам потерпеть и послушать.
    Помимо \"неких учёных раввинов\", существовали, да и сейчас ещё попадаются мудрецы - люди, наделенные особыми способностями. Есть и ученые-естественники. Списочек литературы получите по почте.
    Учение Ленина - это политика. Глоба, Гробовой, Кашпировский, Ванге, Джуна и Барская - совершенно разные люди. Анализировать недостатки каждого здесь не буду, но смешивать в кучу никогда не следует. Жизнь многообразна и удивительна. Взять даже наш Остров. Была Оливия, появился Костыль. Много общего, но при этом такая огромная разница.
    О шахидах Вы писали сами, об их вере писал я. Она слеплена из обрывков изречений безграмотного человека, собрана воедино людьми, которых заботило только достижение власти.
    Короче, опять не надо валить в кучу рукотворное с неизвестно кем данное (знаю - не приемлете Б-га) учение.
    И \"вопрос о существовании Б-га\" решен так же, как и об Его отсутствии.

  • Дорогой Семен. Прочитал ваши работы с интересом, но вот описание русских поминок, вызвало некотрое недоумение...А где описание обязательной кутьи(пресного риса с изюмом),где обязательные блины? Ни одни поминки не обходятся без блинов.А где почти обязательные песни в конце застолья???Где все это?А в остальном хорошо...Вл. Борисов.

  • Спасибо за понимание того, что было бы неплохо и устно рассказывать.
    А о камнях на могильные плиты я узнал только приехав в Израиль, как и многое другой, будучи совершенно неподготовленным к таким переменам. Я как-то не вникал и долго не допускал мысли, что альтернативы не будет, но дети уехали первыми...А я не могу возлогать камни. И это гложет...
    Благодарю за отклик.
    СТ

  • Дорогой Марк!
    Меня поражает сочетание Вашего высокого IQ, высшего образования, ума и эрудиции, признающего аргументацию неких учёных раввинов, доказавших, понявших и объясивших \"смысл большинства из 613 заповедей\" иудаизма...
    Кому? Когда? Где?
    Неужели на основании естественно-научных знаний и положений?
    Либо надо принять на веру то, что они говорят.
    В марксистско-ленинской философии были ссылки на научные авторитеты, законы естествознания, наряду с категорическими положениями, заучивавшимися наизусть. Вроде: \"Учение Ленина вечно, потому что оно верно...\"
    Что вещает Барская и ей подобные я знаю. Но не верю. Как и не верю Глобе, Гробовому, Кашпировскому, Ванге, Джуне...
    И Вам, если Вы ещё сомневаетесь в наличии Рая и Ада... Тогда правы шахиды, которые отдают свои жизни веря, что их в Раю ждут по 70 девственниц. Может быть и меня ждёт там хоть одна, но надо тогда вернуться туда молодым...
    Вобщем, я писал Вам вначале, что тема предрассудков весьма тяжела и неразрешима, так же как и вопрос о существовании Б-га.
    Удачного Вам дня, Марк. И не берите в голову моё \"невежество\"
    Семён.

  • В борьбе за ментовскую дочку
    Боролся я, почти на кочке,
    Мой Землячок сидел на бочке,
    Её облапив, словно квочка.
    Порядочным я не казался -
    Каким уж был таким остался.
    Поэтому ментОва дочка
    Ему сказала: - «Хватит, точка!»
    Он не жиган, но ушлый малый,
    Хватал, что плохо, где лежало…
    А тёща лишняя была,
    Лишь став обобранной дотла…
    Вот Землячку и подфартило,
    Когда то зеркало разбилось…
    Моя ли в том была вина
    Господь рассудит.. Оба-на!
    Но «из-за винницкой красотки
    Всю жизнь не пили вместе водки!»

  • “Вот, наконец-то я нашёл нужное слово! Амплитуда меня и подвела”, “глаз, \"оседлавших\" как бы вместо очков самый, что ни на есть типичный \"шнобель”. Такие находки создают впечатление, которое бывает только от устного рассказа.

    Людям, жившим меж двух культур, часто приходилось сравнивать разные обычаи и делать разные выводы (о чём свидетельствуют и рассказы автора, и комментарии). Тема похорон, поминок – не самая весёлая, но затрагивавшая всех нас.

    Я в горький час сюда иду,
    где каменеет болью память.
    И, как заведено не нами,
    кладу слезой омытый камень
    я на могильную плиту...

  • Гость - 'Гость'

    Не желаю Вам дорогой Семен попасть в ад (а вдруг он есть). А посему не надо все объединять в кучу и отвергать одним махом. Астрология - это наука.
    Наберите фамилию: Барская (кстати, израильтянка),
    она предсказала землетрясение и цунами - сейсмологи не могли.
    Смысл большинства из 613 заповедей учеными уже понят и объяснен, хотя многие до сих пор остаются непонятными. Но из этого не следует относить их к предрассудкам.

  • Гость - 'Гость'

    Не можете поступиться принципами?
    Так ведь именно они как церберы не впускают к Вам никакого иного знания, кроме намертво впечатавшейся советской идеологии. А потому 613 заповедей кажутся Вам предрассудками. Лучше бы Вы об этом умолчали.

  • Дорогой Марк! Это тяжёлая тема, ибо к предассудкам относятся все 613 наших заветов, что можно и что нельзя...
    Меня, конечо, за углом поджидает Иегуда и ещё кто-нибудь из придерживающихся, которые не назовут это предрассудками..
    А теперь к более мелким. Например, о разбитом зеркале или кошке, перебегающей дорогу, чешущемуся кончику носа или пустым вёдрам...
    Естественно, что предрассудок с разбитым зеркалом, страшен и волей неволей подумаешь о нём, когда случается. Забываешь о простом совпадении. Так и в моём рассказе. Надеюсь Вы со мной о совпадении или с теми, кто подумал о предсказании? Сбывшемся...
    Действительно можно и рассудком сдвинуться, если верить всем предрассудкам и, случайно разбив зеркало, считать себя виноватым в смерти хозяина его...Я не вспоминаю об этом и не соотношу себя с причиной смерти тёщи Землячка.
    Как и не верю астрологам, гороскопам, шарлатанам и т д.
    И ни разу за всю жизнь не усомнился в своей правоте.
    \"За что попаду в АД\". Если он есть....

  • Прежде всего в дискуссиях - важно имя, так как с анонимом разговаривать не умею и не желаю. И его мнение меня не интрересует. Зачем же мне выкладывать своё?
    Есть же принципы.

  • Гость - 'Гость'

    \"Мнение \"постоянной читательницы сайта\" без имени проигнорируем\".
    Так что для Вас важно - мнение или имя?

  • Дорогой Семён!
    Появление Ваших новых произведений всегда сопровождается приятным оживлением на сайте!
    В этих двух рассказах меня удивило, как вы великолепно переходите от одной темы к другой, великолепно логически связываете все события...
    Так мы от яркого описания вашего друга побывали при мистических зеркальных обстоятельствах, а потом погрузились в размышления об обрядах и традициях. И невольно ждёшь продолжения этой цепочки историй.
    Рассуждая над прочитанным, хочу заметить, что когда случается какое-то несчастье люди всегда ищут всякие мистические совпадения. То птичка начирикала,то чёрную майку два месяца назад купил... Поэтому я к таким совпадениям отношусь весьма скептически.
    А старые вещи,по-моему, всегда бьются и ломаются к счастью! Потому что за этим следует покупка новых вещей. А, когда что-то новое покупаешь, всегда хорошее настроение, чувство радости и удачного дня!
    :-)

  • Дорогая моя винницкая девушка, жившая с другим милиционером в одном дворе. Отец той девушки, нашей с мамой сокурсницы, которую мама, естественно, не может не помнить, жил рядом с роддомом на Пушкинской.
    Нарисованная тобою картина в интерьере со мной на диване и с \"Беломором\" в зубах, в широких брюках весьма близка к ностльгическим воспоминаниям. Но мне было не до баек, когда у меня из под носа какой-то \"шнобель\" хотел увести девочку... И почти увёл, не убеги я вовремя из Ленинградской Корабелки в Винницкий Мед. через год...
    А что касается поминок, то моя дочь и в Израиле не примет в них участия, соблюдая традиции шивы, как и всех остальных по мере разумной возможности, а я как придётся, но в меру, как ты советуешь. Пьянка и поминки - это нечто безобразное и несовместимое. А тихая беседа за столом с небольшим воззлиянием и воспоминаними совершенно не ужасный грех или нарушение морали общества.
    Мне приятно, что моя манера описывания тебе нравится и спасибо за отклик и добрые слова.
    Семён.

  • Уважамая Паулина!
    Спасибо, что в отличие от меня, Вы откликнулись на мои тексты. Но я исправлюсь и, как обычно, вернусь в Ваши города, чтобы поучаствовать в игре.
    Конечно, если поминки могут превратиться в пьянку, да ещё с песнями, то это нонсенс, о котором я и написать забыл.
    Наши поминки прошли на уровне семейного или дружеского круга общения, а то, что небольшая доза алкоголя позволяет уменьшить напряжение и позволить слегка расслабиться, то я как врач, считаю это вполне нормальным. А разве приём лекарства с успокоительным действием не снижает чувства горечи и боль утраты. Так посчитайте рюмку-две алкоголя за столом среди близкиз людей или друзей тем же лекарством, но более приятным и на вкус и для общения с собравшимися...
    А о грехе давайте лучше не вспомиать, ибо осуждение поминок - это и есть \"грех\" с моей точки зрения, ибо граничит с лицемерием, самообманом и пресловутыми традициями, которые цивилизованное общество образованных культурных людей должно избегать...
    И это не уловки, не кощунство, а трезвый подход к поминкам, собранию людей для воспоминания о лучших качествах ушедших, о знаковых или памятных событиях, о его (её) месте среди собравшихся, о сохранении памяти о нём(ней).
    \"Выпьем с горя, где же кружка, сердцу станет веселей!\" Хоть и не о поминках сказано,но о том, чтобы уменьшить горе, утешить - годится.
    Но это не рецепт и не рекомендации, а моя точка зрения, появившаяся не сразу, не унаследованная, а пришедшая с жизненным опытом...
    С неменьшим почтением к Вам, Семён.

  • Гость - 'Гость'

    В борьбе за ментовскУю дочку
    Все было вынуто на бочку.
    Один порядочным казался
    Другой - жиган (хоть не признался!)
    Попутно зеркало разбили,
    А после - тещу уморили.
    И из-за винницкой красотки
    Всю жизнь не пили вместе водки!

  • Гость - 'Гость'

    Наконец-то я, дорогой Семен, добрался до вашего рассказа на вашей странице, превратившейся, ка некоторые другие, в \"ристалище\". Простите уж.

    Главной в рассказе мне показалась тема о предрассудках. Предрассудок - ужасная вещь. И не только сам по себе, но и ещё потому, что возникает перед (пред) рассудком, часто мешая развитию самого рассудка.

  • Дорогой Марк! Теперь мне всё стало понятным и даже обмен \"любезностями\", как Вы сами обозначили в пикировке со способными оппонентами, мне понравился. Но я думаю и хочу, чтобы он не отразился на дальнейших взаимоотношениях между всеми участниками остроумной перепалки.
    Хотя в ней есть и острые болезненные моменты. Зубоскальство тож..Талантам надо прощать многое.
    Территорию временно пометим и разделим до мирных соглашений, освобождения Гилада Шалита и всё перенём виртуально к Стене Плача, как уже предложили.
    Мнение \"постоянной читательницы сайта\" без имени проигнорируем.
    С уважением.СТ.

  • Семен, как же Вы умеете всколыхнуть то, что, казалось бы, давно надежно уложено в дальнюю память!
    Опять перед глазами Винница, парни в широченных брюках с фотографий из маминого альбома, высоченный начальник милиции, живший в нашем дворе. Я представляю Вас, сидящим на диване, смеющимся, рассказывающим байки и с шикарным Беломором в зубах - шикарный кавалер. Не соответствует? Извините, такое впечатление у меня сложилось от рассказа. :)
    О поминках
    Евреи всегда принимали лучшее из обычаев страны проживания. Уверена, что и в Израиле они тоже приняли лучшее и, на этот раз, настоящее еврейское. Никогда не могу осуждать за несоблюдение законов. Врач, спасающий больного в субботу, для меня - святой человек. Утраты каждый переживает по-своему, как кому пришлось. Добавлю только, что часто поминки превращаются в пьянку и даже начинается застольное пение. Все хорошо в меру.
    Мне очень нравится как Вы пишете, Семен. Четко, красиво, по делу, ничего ни прибавить, ни убавить, - как оперируете.

  • Уважаемый Семен! С большим интересом прочла оба Ваших произведения. Эта история с зеркалом весьма примечательная, даже какой-то мистикой от нее веет. Да и напомнила она мне весь тот \"контекст\", в котором мы тогда жили, сейчас даже не верится, что это было с нами, настолько мы далеки от всего этого - и по времени, и, главное, по менталитету.
    О поминках. Я-то как раз воспитывалась в семье, очень соблюдающей традиции. И, хотя в период своего пионерства всеми силами сопротивлялась попыткам моей тетки привить мне основы иудаизма, тем не менее, впитала их неосознанно. Сейчас я ей задним числом пожизненно благодарна. Писала об этом во многих рассказах, а на Острове об этом можно прочесть в рассказе \"Черный холодильник\". Так вот, в отношении поминок в нашей семье царила непререкаемая убежденность в том, что после смерти близкого человека по определению НЕ ДОЛЖНО СТАТЬ ЛЕГЧЕ, боль НЕ ДОЛЖНА отпускать - и любые уловки приглушить ее, типа выпивки и закуски - грех. Во как! Мнение, конечно, спорное, но мне всегда было чуждо это мероприятие, начинающееся скорбными речами, а по мере повышения градуса, расходившееся \"во всю Ивановскую\". С почтением - Паулина.

  • Дорогой Давид!
    Выделенная Вами цитата из моего небольшого рассказа о юношеской любви и измене, о ревности и уловках соперника, а также о чувстве животных, разбирающихся в людях (имеется в виду собачка Джонни), как и мои выдержки из Ваших стихов, говорят о нашем родстве душ и взаимопонимании, что мне очень приятно. Не зря мы такие близкие земляки...И дарим дружеские долги друг другу.
    Должок, выплаченный Землячку - совершенно другого рода, и вовсе не красен платежом, а, напротив,показывает порой истинную цену неискренних юношеской дружбы или приятельства.
    А Ваши стихи о кладбище, дополняющие Костыля и мои прозаические параллели подтверждают наше обоюдное понимание обстоятельств жизни. Я тяжело прощался могиламии буквально стоя на коленях посил прощение, что уезжаю навсегда...
    Спасибо Вам за Ваши слова и созвучие душ и мыслей, а также за нетленность памяти о могилах родителей в Украине.
    СТ

  • Гость - 'Гость'

    И Вы, Ира, и Ваша компания заединщиков, таланты которой не стоит преувеличивать, постоянно скатываетесь на обсуждение не темы, поднятой на сайте, а другого человека, не совпадающего с Вами ни ментально, ни эмоционально. Жаль, что вся Ваша компания, видимо, не знакома с понятием \"лошон ора\" и не имеет представления о тяжести этого греха. Ваша запальчивая реакция на каждое сказанное Аврутиным слово (как ранее реакция на Андреевского), даже когда оно звучит не только не по-зубоскальски, а радостно-порывисто, вызывает у Вас, мягко говоря, странную реакцию. Мне кажется, что стоило бы немного приостановить всё возрастающее количество Ваших комментов и поразмыслить над их качеством.
    Постоянная читательница сайта.

  • Жаль, что акция по освобождению израильского солдата Гилада Шалита из пятилетнего плена, о которой написал А.Бизяк,послужила поводом для зубоскальства рыцаря \"заточенного пера\".

  • Гость - 'Гость'

    Дорогой Семен, отвечая на вашу просьбу:
    «Дорогой Марк, пошто Вы снова гоните бочку на милую Ирину в непонятной читателям Вашего коммента ситуации?
    В привитимизме не замечена, крепка и вовсе не прозрачна.. Объснитесь, пожалуйста, будучи у меня в гостях на страничке...
    Семён»
    привожу комменты, соблюдая порядок их поступления. Надеюсь, Вы поймете..

    Пламенному сионисту Аврутину вопрос от Костыля.
    Отправил Костыль Миша дата 2011-03-14 18:18:30
    ________________________________________
    Г-н Аврутин, ответьте прямо, почему вы такой неравнодушный и пламенный сионист, постоянно осуждающий нас, аполитичных, отказались в своё время ехать на Историческую родину, чтобы в едином порыве со своим народом вершить историю современного Израиля? Почему родина Адольфа Гитлера Вам оказалась родней и ближе? Или сосиски вкуснее мацы?
    Недоумевающий Костыль.
    P.S.
    Б-же мой, ну как же было б здорово
    Белым лебедем однажды стать,
    Чтоб как Вы, из-под небес на головы,
    Воробьям и прочим птахам ср.ть!

    Костылю
    Отправил \'Гость\' дата 2011-03-14 19:28:46
    ________________________________________
    Костыль, а Вы таки дурак, хотя и не без способностей, что ещё хуже.
    М.Аврутин


    Костылю
    Отправил Лейшгольд Ирина дата 2011-03-14 22:55:38
    ________________________________________
    Какие,Миша,отличные стихи!
    Кто-то здесь,не вспомню кто,сказал,что вы не без способностей. Я же нахожу у вас большой талант и присущую настоящему поэту меткость слова,скупую точность образа,а также любознательность: вопросы вы задавать умеете(правда,ответы получаете неадекватные).
    Ира

    Отправил \'Гость\' дата 2011-03-14 23:29:58
    ________________________________________
    Ах, Ира, Ира, намеки ваши так примитивны и прозрачны. Я был уверен, что Вы умнее и многозначней. Мне так обидно разочароваться.
    Марк.

  • Доргой Семен, рассказ понравился - в нем много интересных зарисовок. Одна из них, зарисовка второго плана, удивительно хороша: \"«Мой соперник не курил, не пил и не выражался, поэтому он выглядел более приличным кавалером, чем я. Но пёсик Джонни, беспородный пудель случайной дворовой вязки, и его хозяйка, наверное, этого не замечали и явно отдавали предпочтение мне. Это ощущалось и по заливистому лаю Джонни, сопровождаемому быстрым вилянием коротенького пушистого хвостика, и по смущённой улыбке его хозяйки при моём появлении…»
    Тема эссе - вечная. \"Поминки\" будоражат воображение и навевает воспоминания.

    Настигла и меня боль расставаний.
    Опыт потерь – ужасный опыт.
    Как пережить трагедии прощаний?!
    Нет сил кричать – и страшен шепот...

    Лесное кладбище. Могила у сосны.
    Здесь навсегда осталась, мама, ты.
    И серый камень – из печали и тоски.
    и часть меня, и часть моей сестры.

    С пожеланием здоровья и творческих успехов, Давид Кладницкий.

  • Гость - 'Гость'

    Любой обычай - праведен и свят,
    Коль искреннею скорбью ты объят,
    И всех дороже - слёзы о любимых,
    И свечи памяти горят неугасимо...
    ***
    С грустью размышляя вместе,
    и самыми добрыми пожеланиями,
    А.Андреевский

  • Для написания доброжелательного комментария надо уметь находить такие нюансы в написанном, которые автор желал поведать читателю. Можно даже найти и выразить то, что автору и не видно, так как комментатор смотрит со стороны и выявляет в тех или иных строках заложенные в них мысли. Порой удивляя самого автора...
    Это свойство души комментатора, его умение и, главное, желание помочь автору разобраться в написанном, присуще Роланду.
    Может создаться впечатление, что он всегда хвалит или пишет тольк положительные комменты, но ведь он обосновывет свои оценки и не отделывается общими фразами.
    Спасибо, дорогой Роланд, что Вы отнеслись к недостаткам снисходительно, а к достоинствам текста с искренним доброжелательством. А главное, что поняли автора и помогли ему самому оценить написанное.
    С уважением, Семён.

  • Уважаемая Валерия!
    Спсибо Вам за добрые слова о текстах и за то, что своим опытным глазом сразу нашли мои недочёты, которые я тут же исправил. Кстати, Миша тоже \"переставил\" пару предложений и получил моё спасибо.
    Вот Валентин Дорман нашёл столько необработок и литературных незавершений, что и писать не стал. За это я ему весьма признателен, ибо молчание - золото, особенно в наших с ним бесполезных спорах и подходах.
    С уважением ко всем доброжелателям и критикам за их замечания и проявленную тактичность при указании на ошибки в тексте.
    Самен.

  • Дорогой Саша! Как же мне стараться укрупнять шрифт, если он у меня оптимальный. Не знаю увеличился ли он у тебя после стараний Валерии, но у меня остался прежним, Ирина Л. вроде решила проблему. Я убеждён, что все величины шрифта регулируются на собственных компах. Во всяком случае я с этим справляюсь. Возможно, за счёт функционирования моей модераторской кнопки...
    Жду не дождусь твоего коммента, всегда важного для меня.
    СТ

  • Рассказ и комментарий к нему, касающийся обычаев прощания, хороши, как мне кажется, литературной канвой и, я бы сказал, гуманизмом. В классической традиционной манере даются описания героев (к примеру, \"…отличался ещё неприятным хихикающим смехом, звучавшим не всегда к месту\" и т.п.), создающих атмосферу сопереживания и сочувствия читателя герою рассказа и в иронической манере, снижающей ненужный пафос, описывающей его злоключения. как говорят, и смех, и грех. Снисхождением и добром проникнуты авторские комментарии к похоронным обычаем, в которых для воспитанного человека, да ещё секулярной культуры, важна больше горечь прощания, чем их форма. Читается с удовольствием и держит читателя в напряжении ожидания развязки. Великолепная проза.
    Спасибо, Семён! С уважением, Роланд.

  • Прекрасные стихи! Благодарю Семёна за то, что дал Мише некий толчок.
    Да простит меня автор, модераторы и похвалившие автора читатели, работу не считаю обработанной и литературно законченной. Примеры не привожу, потому что из очень много. Простите, Семён, если сможете, но темы заслуживают больше авторского внимания.

  • Уважаемый Семён,
    Ваши зарисовки- из повседневной жизни, без прикрас, но в них есть что-то ностальгическое, они вызывают симпатию.
    Согласна с Вами, что многие традиции, взятые нами из прежней жизни, (например, поминки) не так уж и плохи, в них- своя проверенная веками мудрость.
    И надо «уважать любую религию, лишь бы в ней не звучали призывы к насильственному соблюдению ритуалов и традиций, а тем более к их принудительному внедрению».
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

  • Дорогой Марк, пошто Вы снова гоните бочку на милую Ирину в непонятной читателям Вашего коммента ситуации?
    В привитимизме не замечена, крепка и вовсе не прозрачна.. Объснитесь, пожалуйста, будучи у меня в гостях на страничке...
    Семён.

  • Девушки - доверчивы и непосточянны, даже воспитанные в строгости в милицейской семье. Я тоже не ожидал измены, но за год, находясь рядом и ежедневно играя в шахматы и проявляя нежность, заботу и внимание, а это он умел наверняка лучше меня, тем более, когда я был далеко... Так что нечего удивляться, но забыть эту измену я не мог и это обстоятельство тоже, наверное, сыграло роль в том что мы расстались...
    За смерть тёщи он, возможно, и благодарил меня, но вернуть деньги - это было не в его правилах...
    Поминки всё же стоит делать с небольшим,но всё же застольем. Не будешь же пить в уголке сам для облегчения скорби. А алкоголь всё же поддержка...
    Здесь я с КостылёмЮ Бизяком и Кругляком (про других не знаю, если не считать Вас и Вашу тёзку, с кем повезло выпить)солидарен...
    Ирина, действительно, многие жалуются на шрифт и дефекты строк, но я уверен, что дело в личных компах.
    Спасибо за отклик.
    С уваженим,Семён

  • Гость - 'Гость'

    Ах, Ира, Ира, намеки ваши так примитивны и прозрачны. Я был уверен, что Вы умнее и многозначней. Мне так обидно разочароваться.
    Марк.

  • Гость - 'Гость'

    Дорогой Семен, к сожалению, не могу откликнуться на твои рассказы (хотя заранее уверен, что они, как и всё твое, заслуживают внимания).
    Укрупни, пожалуйста, шрифт текста. Невозможно прочитать. А очень хочется.
    А.Б.

  • Начинаю с Вас, ибо Ваши проникновенные стихи, понравившиеся не только мне, но и половине комментаторов, просто великолепны.
    Кроме белых саванов, в которых укладывают тела усопших, преимущкественно белых тёплых плит на могилах, есть ещё незнакомый нам (большинству во всяком случае, если кто возразит) ранее обычай класть на могилы камешки, а не цветы...
    И хоть мои близкие здесь со мной, но невозложенные на надгробья родителей камни все во мне и это очень грустно...
    И ещё не ходит из памяти звук заколачиваемых гробов...
    Спасибо за отклик и понимание недосказанного.
    Семён.

  • Гость - 'Гость'

    Простите за банальную цитату: \"Если человек талантлив, то во всём\". И в стихах и в комментариях.
    Кэтя

  • Какие,Миша,отличные стихи!
    Кто-то здесь,не вспомню кто,сказал,что вы не без способностей. Я же нахожу у вас большой талант и присущую настоящему поэту меткость слова,скупую точность образа,а также любознательность: вопросы вы задавать умеете(правда,ответы получаете неадекватные).
    Ира

  • Гость - 'Гость'

    Этот господин с бегающими глазками (гноятся они что ли у него?) очень мне напомнил одного знакомого.
    Кэтя

  • Это ужасно! Не смогла получить ожидаемый максимум удовольствия из-за шрифта размером с булавочную головку и с вытянутыми слипшимися буковками. И это не только у меня так!
    Очень удался вам образ приятеля с бегающими глазками и шнобелем. Как живой, он предстает перед глазами, а его неприятное хихиканье так и режет уши.
    Непонятно только, как он,такой несимпатичный, мог отвоевать у вас, Семен, позиции в осаде милицейской дочки. И еще. Если по справедливости, он должен был вернуть вам деньги за трюмо, поскольку своей нетрезвой неловкостью вы помогли ему избавиться от нелюбимой тещи.
    Поминки - не очень радостная тема.Действительно, мы в диаспоре не придерживались еврейских традиций в поминовении умерших (как и в остальном прочем - были оторваны)и прощались с ушедшими по-русски, с застольем. Здесь же,в Израиле, когда мне пришлось вплотную столкнуться со смертью, этот обычай произвел на меня тягостное впечатление: люди, постоянно приходившие,чтобы разделить со мной мое горе, только усугубляли его. Не так нас воспитали, как надо бы.
    Ирина Л.

  • Гость - 'Гость'

    Спасибо за прекрасные стихи!
    С восторгом
    Кэтя

  • Гость - 'Гость'

    Вот, навеяло.
    -------
    На Руси по погостам кресты,
    А в Израиле белые плиты
    Солнцем выжжены, ливнем политы,
    Тяжелы и предельно просты.
    Я приехал сюда из России,
    Утомившись пустой суетой,
    Чтоб под белой горячей плитой
    Ожидать возвращенья Мессии.

  • Представляю читателям сайта рассказ и эссе нашего уважаемого автора Семена Талейсника.Они написаны в форме воспоминаний о годах молодости и о печальных событиях, которые случаются в жизни - похоронах родителей. Часто в этих горестных обстоятельствах родные люди теряются, не знают, что надо делать, как поступать, горе сбивает с ног.
    Взволнованно, размышляя над этими тяжёлыми жизненными событиями. хорошим литературным языком написал Семен свои произведения.

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Шашков Андрей   Буторин   Николай  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 2
  • Пользователей не на сайте: 2,321
  • Гостей: 287