Талейсник   Семен

 

                                

 

     

               В назначенное время, обычно не позднее завтрашнего дня, а то и в день смерти, еврейская семья и присутствующие на похоронах близкие, друзья и знакомые покойного сопровождают каталку  с телом, которую везёт служащий похоронного бюро (хевра кадишa) во главе с проводящим ритуал раввином.   В уже приготовленную могилу в песке, обложенную бетонными плитками, которыми её же и закрывают после  опускания тела, завёрнутого в белую  ткань - "тахрихим" (саван). Иногда ушедшего помещают в ячейку многоэтажного захоронения - (квира бэкомот ) - типа колумбария для урн с прахом после кремации. (Еврейская традиция не разрешает кремацию, так как тела должны ожидать прихода мессии ля воскрешения...)

        Молитву произносит мужчина из состава семьи и раввин. После чего могилу засыпают и кладут  камешки и цветы...

                Вернувшись в дом покойного,  все члены семьи усаживаются в надорванной ещё перед захоронением у воротника траурной одежде в знак скорби, кто на пол,  кто на стулья, диваны, и все поочерёдно или вместе сидят в течение недели так называемую "шиву". Специальной трапезы нет. Кто желает, может выйти на кухню и перекусить. Никаких тостов. Постепенное привыкание к тяжёлой утрате в течение шивы  прерывается на время приходом очередных родственников или друзей с соболезнованиями родным о случившемся горе, вызывая новые слёзы и стенания.
     У нас, у галутных евреев, «шиву» соблюдали лишь  в отдельных семьях, следующих традициям иудаизма. Некоторые следовали этому обряду  частично. Не было обычая устраивать поминки после похорон. Русские и украинцы, среди которых прошла наша жизнь, придя с кладбища, где похоронили  близкого человека в привычном для нашего понимания и опыта деревянном гробу, как и были упокоены наши родители, следовали обычному ритуалу и устраивали поминки, причём не обязательно для приглашённых, а для всех, кто придёт и сядет к столу, чтобы выразить своё уважение к усопшему, к близким ему людям, семье и чтобы разделить с ними скорбь и тяжкое чувство перенесенной утраты.
  Обычно все приглашённые собирались либо в квартире, либо в арендованной столовой или кафе, и начиналась трапеза, называемая поминками по усопшему. В отличие от обычного  застолья у пришедших лица были помечены маской скорби, тихо и сдержанно произносились тосты, подчёркивающие достоинства усопшего. Ибо,
  как говорит латинская пословица, - «De mortuis aut bene aut nihil» ("О мёртвом либо ничего, либо только хорошее").

               Водка разливалась в гранёные стаканы, никто ни с кем не чокался, а молча выпивали и   закусывали по традиции пирожками, борщом, котлетой с гарниром и запивали компотом. На столе обычно ставился стакан с водкой для покойного, покрытый пирожком либо ломтиком хлеба. Поев и выпив за упокой души, все расходились молча или не совсем в зависимости от количества и воздействия выпитого. Скорбь уменьшалась, родственникам становилось легче...

             И мы не раз участвовали в таком ритуале после похорон наших близких друзей, выражая своё отношение к покойному и к членам его семьи, ко всем, кому он был дорог.
     Наша семья испытала на себе смысл поминок, когда начали умирать наши родители, и нарушали не в первый раз еврейскую традицию, с основами которой мы почти не были знакомы в силу идеологической зашоренности, запретов, отсутствия в семьях стариков, знавших каноны, а также в результате полученного воспитания и менталитета. Мы были этническими евреями по происхождению, а иудаизм, с его религиозными  традициями, сохранялся в редких еврейских семьях европейской части страны в отличие от евреев Закавказья и Средней Азии, где ему следовали из поколения в поколение.

     Святость субботы, кашрут (особые требования к приготовлению пищи и исходным продуктам) были для нас отвлечёнными понятиями. И только после появления государства Израиль, перед исходом во второй половине и, особенно, последней четверти ХХ века, русские и украинские евреи начали приобщаться к основам иудейских канонов.
     Первой познакомилась с поминками наша дочь, в подростковом возрасте, когда она вынуждена была принять участие в поминальной трапезе после похорон старой одинокой учительницы, жившей в нашем доме. Сердобольные соседи и подруги усопшей накрыли стол и пригласили учениц со двора. Моя дочь плакала и не могла смотреть на еду, но вынуждена была сидеть для приличия среди выпивавших и евших подруг и соседей. Рыдая, испытывая отвращение к пище, она явилась домой и сказала, что это отвратительный обычай. Мы не стали её разубеждать.
      Когда много лет тому назад погиб отец моей жены, она была ещё девочкой и плохо помнит события этой трагедии, но ей кажется или смутно помнится, что, придя с кладбища, близкие и друзья сидели у них за столом и пили чай…
      Когда мы вернулись с кладбища после похорон моей мамы, у нас и в мыслях не было что-либо устраивать. Но мои украинские друзья – шахтёры, врачи, инженеры, соседи и их жёны, не предупредив нас и не испросив на этот счёт нашего согласия, нагрянули неожиданно, Своими силами приготовили стол, накрыв его для тех участников похорон, которые оказались в нашей квартире. Мы, вначале с недоумением и неким внутренним колебанием, всё же сели к столу и вместе со всеми помянули маму.

     Честно признаюсь, что под воздействием алкоголя, общения с неравнодушными  людьми, я почувствовал облегчение и ярче начал вспоминать всё лучшее, что было связано с ней в моей жизни и в жизни моей семьи. Мой горевавший очень сильно отец, тяжело переживавший неожиданную потерю жены, с которой прожил более полувека, мне кажется, тоже как-то немного  отошёл от горечи утраты и тяжести процесса погребения. Теперь на его лице появилось более мягкое выражение сочувствия и скорби…
     После похорон отца мы уже заранее планировали поминки и вместе с друзьями организовали их. И не пожалели: так же, как и в первый раз, это принесло нам облегчение. И тёщу мы тоже помянули за столом. Да простят нам наши предки - иудеи, сохраняющие веками традиционные ограничения и запреты на не наши обычаи, но я убеждён, что лучше бы обычаями делиться, 
а не отвергать их только потому, что у людей разная вера. Наша семья этого не признаёт.

     Очевидно следует  уважать обычаи и ритуалы  любой религии, лишь бы в ней не звучали призывы к насильственному соблюдению присущих ей традиций, а тем более к принудительному их внедрению.
И от поминок по усопшему я бы посоветовал никому не отказываться, так как на собственном опыте проверил их благотворное воздействие, да и виновник бы нас не осудил, зная, что за этим столом люди его вспоминают добрым словом и им легче переносить вечную разлуку с ушедшим...


 

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Забыл в 2013-09-25 20:34:09 самое главное написать: большое число украинских народных сказок для нас, наших детей и внуков сохранились тоже благодаря деятельности этнографа Кравченко.

  • Дорогой Доктор, давно - как только появился этот Ваш замечательный очерк, собирался сделать Вам этот маленький подарок. Но совершенно не было времени перестукать этот текст из книги. А сегодня оно у меня появилось. Очень рад, что подарок пришелся Вам по душе. Думаю, что благодаря Острову Андерс у этого замечательного этнографического исследования профессора Василя Кравченка теперь будет большая жизнь.
    Что до Василя Кравченка, то более чем вероятно, что он(Василь Кравченко) – младший брат моего прапрадеда Павла – кузнеца по профессии. И сын его – мой прадед Павел Павлович Кравченко тоже был кузнецом "в" Бердянских Лисках. И бердянский лисовец Василь Кравченко, прежде чем податься в науку и стать классиком украинской этнографии, получить звание профессора (решением Петербургской Академии Наук от 29 сентября 1912 года, за № 444. – Прим.) - соратником, коллегой, другом выдающегося исследователя истории запорожского казачества - Дмитра Яворницького, начинал свою трудовую жизнь в качестве молотобойца у кузнеца "в" Бердянских Лисках. Однофамильцев же у нас "в" Лисках в прошлое время не было – только многочисленные родычи.
    Между прочим, почти уверен, что название для своего вымышленного Лисса в "Алых парусах", "Бегущей по волнам", "Блистающем мире" Александр Грин позаимствовал у бердянских рыбацких Лисок. С искренним уважением, Валерий Кравченко. Бердянск

  • Дорогой Валерий!
    От всего сердца примите мою благодарность за это описание, ибо нигде такого сегодня не увидишь и не узнаешь. Всё делается по-современному, на потоке, формально и по сокращённым схеме и графику. Даже проститься с умершим по-человески дома невозможно. Ибо он после смерти немедля забирается работниками похоронного бюро(хивра кадиша) и его лицо увидят только двое самых близких мужчин перед зашиванием или оборачивнием в тахрихим (саван). А как там всё делалось - никому не известно...
    Я запомнил выражение мёртвых лиц моих родителей на всю жизнь. А лица моих родственников и друзей, которых мы здесь провожали, мы и даже родня в своём большинстве их не видели...
    Ксожалению, традиции тоже со временем забываются, умирают или упрощаются. Если такие люди, как Ваш однофамилец, а может быть и пращур, не записали бы их в теперь уже литературных анналахю За что им великое спаибо.
    И вам, ещё раз, большое спасибо, дорогой Валерий!

  • ***

    ПОХОРОНИ(і поміни. - Прим. В.К.) У ЄВРЕЇВ

    Перед смертю вмирущий читає молитви, як буває при пам’яті, а як ні, то читає хто-небудь з родини. Молитва має зміст покаянний, в ній просять Бога, щоби простив всі гріхи, які зробив за свій вік.
    Коли чоловік починає конати, засвічують свічку і ставлять коло його на ослоні, а як кінчиться, то світять більш свічок і обставляють кругом мертвеця. Як хто приходить з рідні, то теж приносять свічки.
    Коло мертвеця пораються хто є в хаті, але часом є і особі люди з бідних.
    Після того, як чоловік вмре, приносять штук з десять соломинок з жита, кладуть на землю, знімають мертвеця з постелі і кладуть на ту солому. Це робиться за для того, що солома нібито вмерлого коле, і він чує біль, то як його заколе соломина, то він кричить, і його доходи до сьомого неба. За цю таку покуту прощаються гріхи. Після цього обставляють його кругом свічками, а родички всі коло нього плачуть і просять прощення.
    Жінки вичитують над мертвецем, так само як і в руських, і вірять, що коли вмерлий лежить на землі, то на до самого похорону все чує, що до його або про нього говорять.
    Дома мертвеця на радять (не одягають), а зараз, як попрощаються, запрягають підводу і везуть на могилки (окописко)* в найближче місто. Як мають виносить мертвеця з хати, прощаються з ним, і кожен прорізує собі верхню одежу на пазусі в знак трауру.
    Як його провозять біля синагоги, становляться біля неї і читають молитву, в котрій вмерлому одказують од синагоги, од бані і од хати і приказують, щоб він більше не ходив туди.
    Хто його проводжає, збирає за його душу дар на користь бідних. Коли привезуть на могилки, заносять його в каплицю, звуть людей, котрі цим займаються, одні з них копають яму, а другі, не менш десять чоловік позбавляють вмерлого з його одежі, гріють котла або великого самовара і починають мити теплою водою, починаючи з голови, і по порядку всі частини до ніг. На кожну частину тіла, як її обмивають, читають особисту молитву.
    Обмивши, розбивають яйце і мажуть їм обличчя. Як бувають у мертвеця великі нігті, то їх одрізають склом, за те, що він сам себе тримав на цьому світі неохайно, то щоб тепер він потерпів за свій гріх біль.
    Коли його ще миють, то друга частина тих людей, що пораються коло мертвеця, шиє одежу для нього, в котру і вбирають. Одіж така: сорочка, штани і верхня біла одежа на зразок пальто. Поверх цього надівають «богомульє», «талес», ту сорочку, котру надівають на Пейсах, кладуть в біле простирадло і замотують ним.
    Далі над ним моляться за його душу і збирають пожертву на бідних. Після цього несуть на носилках до могили, сини і дочки не йдуть за ним, а за матір’ю йдуть.
    Як доходять до могилок, то один з виборних осіб приходить на кладовище і об’являє всім мертвим, щоб вони виходили «протів» нового мертвеця.
    Прийшовши до ями, кладуть в яму дві дошки вздовж боків, під голову кладуть подушку з землі і кладуть туди вмерлого очима догори, беруть два черепки з битої посуди і закривають ними очі вмерлому, а третім черепком закривають рота; далі беруть з дерева палички і дають в руки вмерлому за для того, що як буде вставати на страшний суд, то щоб йому легше було встати, - буде на ті палички обпиратись. Закінчивши все, кладуть зверху на дошки три перекладини накривають зверху третьою дошкою і засилають.
    Кажуть, що вмерлий все чує до тих пір, поки не засиплють яму і три рази не вдарять лопатою об могилу, тоді він вже перестає чути і спить до страшного суду Божого.
    Після цього сім день моляться за душу вмерлого, ці дні вважаються жалобними днями.
    Як вмирає жінка вагітна, то перед смертю моляться, щоби вона вродила. Як вмре і не вродить, то роблять їй ванни до тих пір, поки все такі не вродить, бо ховати так не можна, щоб дитя було в утробі матері.
    Як дитина родиться неживий або од мертвої матері чоловічого полу, то над ним роблять обряд обрізання, але не ножем, а склом.
    Після похорону полагається кожний день молитись за вмерлого одинадцять місяців.
    За батька моляться сини, а за матір’ю сини і дочки.
    Після смерті справляють тридцять днів жалобних, перші сім днів сидять на землі і моляться, а останні стоять.
    Гражданських похорон не справляли ще, і справляти не думають…

    Списано зі слів гр. с. Бехів, Коростеньської округи, Гершка Мордухова Кацмана 33 років., грамотний. 1928 р. 15 лютого. с. Бехі. – Василь Кравченко [Кравченко Василь Григорович (8 травня 1862 р., Бердянськ — 20 березня 1945, Ростов на Дону) — відомий український фольклорист, етнограф, діалектолог], Зібрання творів та матеріали з архівної спадщини, том 2., стор. – 491 – 493. Ін-т мистецтвознавства, фольклористики та етнологи їм. М.Т. Рильського НАН України. Київ, 2009 рік

    Примечание:
    * околиско – кладбище.


    ***
    P/S Дорогой Доктор, надеюсь этот материал из литературного наследия Василя Кравченка может представлять интерес не только для Вас, но и для всех кто действительно интересуется историей еврейского народа в Украине. C уважением, Валерий. Бердянск

  • Вод этого дорогая Лилия, делать на следует и затягиавать надолго чувство скорби и разные там проявления, вроде чёрной одежды, косынок, небритых бород, а тем более надорванной одежды, ибо жизнь продолжается и надо многое успеть в её краткости и для живых. Например, - рисовать, писать, доставлять радость людям и себе. Ушедшие нам простят и будут радоваться нашей активной жизни, проживаемой за них и в память о них...
    Творите, спешите! Успехов!

  • да, пригубляли. кто вино, кто водочку...
    мы же в общем-то совсем не соблюдающие.
    просто как-то само собой так получилось.
    я уже знала про этот обычай, и знаете, даже надорванную одежду не снимала.
    я б и теперь еще в ней ходила бы. по внутреннему ощущению.

  • Спасибо за то, что заглянули на "Поминки", столь грустную тему для воспоминаний близких или далёких. Увы, они бывают у всех, ибо мы все смертны. Но лучше как можно позже, чего желаю всем, кого бы из близких это не касалось...
    Надеюсь, что немного вина в память об отце вы с братом и приходившие помянуть пригубили, не нарушая сильно традицию.

  • Семен, спасибо за Вашу зарисовку. для меня это тоже очень больная тема. я в марте сидела шиву по папе. это было впервые в моей жизни. т.е. у родственников я видела как это происходит, но честно говоря стеснялась их беспокоить на другие дни недели после похорон. а тут, мы с братом не сговариваясь остались у мамы на всю неделю и люди приходили и приходили. и говорили теплые слова о папе и мы чувствовали, что добрая память о нем будет жить у многих и это давало... я даже не знаю как это выразить словами. я думаю, что в этой традиции есть "рациональное" зерно. во всяком случае маме точно было лучше от нашего присутствия и разговоров.

  • Милая Лина! Я поставил свою зарисовку в дни поминовения Миши Верника и не знал, что Вы ещё не привыкли к срокам в вашей семье. Прошу меня простить, но я только могу вам посочувствовать... А отвлечения во время поминок и шивы - это несомненная помощь скорбящим. Лишь бы всё было тактично, как по содержанию, так и по форме...
    Спасибо, что всё же откликнулись.
    Семён.

  • Дорогой доктор Семен, что я могу сказать...эта тема - слишком болезненная для меня.16 лет назад мы похоронили моего папу, восемь лет назад - сестру. После этих потерь очень трудно восстановить душевное равновесие... до сих пор... МОгу только добавить,что когда во время шивы по моей сестре Марине дверь квартиры не закрывалась... приходили ближние и дальние знакомые... мне было с этим не легко, так как темы обсуждались самые разные, а не только касающиеся нашего горя. И когда я это сказала своей израильской подруге, она ответила мне,что это в принципе цель посещений во время "шивы" - не оставлять семью одну в горе, а быть с ними и отвлекать их, как только можно...
    Дай Бог,чтобы нам приходилось писать на другие темы...
    ЛИНА

  • Спасибо, уважаемые коллеги, за ваше упоминание о Мише Вернике на этой страничке.
    Сочту их за поминки о нём.

  • Михаил встретил мое появление на острове насторженно. Было пару моментов когда мы могли даже повздорить. Но я почувствовал его ум, тактичность и мудрость. Он отступил и я тоже. Очень уважаю таких людей. Хотя сегодня надо говрить про Него - уважал.
    Миша, если ты меня слышишь, прости за мои коменты, и знай, что я всегда относился к твоему творчеству очень уважительно. И верю, что твоему наследию уготована долгая жизнь.

  • А мёртвые хлеба не просят,
    И жилплощадь у них уже есть.
    Они равнодушно выносят
    Восторги, проклятья и месть.
    Из глаз у них слёзы не льются.
    Нет дела им ни до чего.
    Они-то без нас обойдутся,
    А нам без них каково!

  • Дорогой Семён Львович, ознакомилась с вашим очерком. Вы правы. Невозможно соблюдать строжайшие обычаи, когда вокруг тебя люди разной национальности, и все хотят поднять тост скорби и помянуть усопшего. Вот сколько здесь ушло наших советских евреев, все делали поминки. У друга моего - Семёна поминки делали в кафе. Огромная родня горских евреев и друзей. В основном поминки делают прямо на кладбище, а потом ещё и дома, только уже самые близкие. Вот 21-го июня умерла мама гражданской жены сына, так такие поминки устроили на кладбище... Здесь всё можно купить готовое и привезти с собой. Раньше, лет 15 назад на кладбище не стояли такие столы и лавки для сиденья. А теперь ради наших евреев и были поставлены столы и лавки.
    Да, печальные воспоминания связанные с уходом нашего любимого товарища, Миши Верника. Светлая память о нём ещё долго будет жить в наших сердцах.
    С горькими чувствами - Ариша.

  • Каждый комментарий, содержащий аналогию или какой-нибудь мало известный либо совершенно незнакомый факт, описание традиции или ритуала, является весьма интересным и оценивается положительно, как автором, так, надеюсь, и читателями. Это в полной мере относится к американской неожиданной для меня похоронной традиции.

  • Печальна тема очерка, но жизнь такова, что никому не удаётся обойти описанное событие. Думаю, что многим приходилось бывать в обстоятельствах «столкновения» обычаев и культур, особенно жившим на Кавказе, в Закавказье или Средней Азии.

    В этой связи мне хотелось бы отметить, что в США мы столкнулись с необычным для нас ритуалом проводов умершего человека. Прощание с усопшим нередко проводят в храме (церкви, синагоге), а иногда прямо на кладбище у могилы или в специальном домике. Нередко печатается программка под удививших нас поначалу названием "Празднование жизни …" (а не "Прощание с …"). Произносят речи дети, родственники, друзья и знакомые умершего и рассказывают, чем он запомнился им в жизни. При этом особое внимание обращают на смешные и необычные моменты, комические случаи с этим человеком или при его участии.

    Вначале мы были удивлены, если не поражены, такому подходу. Но, наблюдая за воздействием этого ритуала на близких ушедшего в иной мир человека, мы поняли, что те обретают чувство некоторого облегчения, успокоения (то есть того, что достигается поминками в культуре славянских народов).

  • Дорогой Сандро!
    Мне весьма лестно получить такую оценку по существу написанного.
    Гилоцавт ахал целс! (Если не ошибаюсь за давностью лет). А если ошибся, то Шана това у метука!
    Спасибо за отклик.
    Искренне Ваш, Семён.

  • Уважаемый Семён!
    Благодарю Вас за прекрасное трогательное описание одного из основных обучаев еврейского народа!
    Ваш
    Сандро

  • Спасибо, Станислав, за ваше грустное повествование о похоронах нашего Миши. Его достойно предали земле и самые близкие были с ним до конца. Жалко МАМЕ и всех, ибо пережить детей - огромное горе. А тем более такого талантливого и хорошего сына, мужа, отца, дедушку... Надеюсь и поминки были торжественны, скорбны и не безлюдны.
    Ещё раз: Мир праху его!
    Спасибо за отклик на добром слове...

  • Прощаясь позавчера в Берлине С нашим Мишей Верником мы - а нас около двухсот Друзей Миши,
    прошли весь ритуальный церемониал погребения -
    в хороших иудейских традициях...
    Прослушали Кадиш, в один голос произнесли финальный "АМЕН" и, бросивши в могилу по горсти песка, вышли на аллею и молча проводили ВСЮ Мишину семью, включая его плачущую МАМЕ, которая в свои За Девяносто прощалась со своим единственным сыном...
    Но закончилось всё и мы, уже омыв руки водой, уходили - уезжали со старейшего еврейского кладбища Берлина, вдруг услышали громкое Приглашение ВСЕМ приехать в Ресторан и помянуть усопшего...
    Спасибо Вам, СЕМЕН, за Ваши воспоминания и за информации - как всегда обстоятельные и надёжные...

  • Возможно, что вы правы во всём.
    Спасибо за экскурс в историю религии с философским взглядом и поминок...

  • Самая первая традиция поминовения родилась очень давно, почти при первобытном строе. Обычно когда людей хоронили о хорошем человеке говорили хорошо и долго его помнили, а о плохом говорили плохо и старались его побыстрее забыть. С появлением структуры власти и торгового обмена в обществе появились богатые и управленцы. Естественно ни те ни другие большой любовью не пользовались. Тогда последние обратились к жрецам, чтоб те прекратили этот самосуд на земле и отложили его на потом и в другое место. Так и родились первые религии, а еще возникло негласное правило: о покойнике или хорошо или ничего. По моим прикидкам ему примерно 6000 лет, возможно еврейское летоисчесление именно это и зафиксировало - рождение философского осмысления бытия здесь на Земле и представление о будущем наших душ на небесах.

  • Дорогой Юрий!
    Ваши комменты всегда насыщены аналогиями и существенными дополнениями, что делает их весьма интересными и заслуживающими благодарность автора.
    Вот и сейчас вы напомнили о весёлых похоронах, но не в стиле Людмилы Улицкой, а в обычаях некоторых народов. Так и в Индии - это почти праздники, когда проходит ритуал кремации на берегах Ганга...
    А ваш анекдот о сталинском заказе - блеск! И хорошо, что его не услышал сам заказчик, а то нашёл бы кого стрельнуть. Для него - это был карандашный росчерк...

  • Дорогая Людмила!
    Опять же некоторые проявления иудейской традиции несколько утрируются в пересказх либо по-незнанию. И ничего в этом зазорного нет. Я тоже вначале так воспринимал это обмывание ( а не мытьё) рук из кружек. Не знаю, как это делается в закрыом для нас светских миру ортодоксальных евреев, но могу только сказать, что с таким обмыванием (а не мытьём!) рук я сталкивался только на кладбище или при посещении синагоги. Где всё это - ритуал.
    В доме моей дочери, соблюдающей традиции (не религиозной семье) такое обмывание проводится только во время пасхальной трапезы. А просто для гигиены руки моют обычно мылом и проточной водой...
    Насчёт окунания в посуды в микву тоже думаю, что это перебор чьих-то домыслов, ибо миква - понятие не домашнее, а ритуальное и находиття она далеко от посуды (либо наоборот, правильнее)...Вот женщину при переходе в иудаизм или после критических дней, но лишь в истинно религиозных семьях, действительно окунают, да ещё с головой...
    Парики, увы! Они даже не снимают их в операционных и мучаются после пластических операций, допустим, на лице, и спят в них полусидя, чтобы не нарушить "причёску". Этому я был свидетелем...А ходить в арике в нашу жару! Бедняжки...
    Но все эти проявления не касаются светских евреев либо тех, кто соблюдает (ЧАСТЬ) традиций, ибо всё выдержать, мне кажется, невозможно... Кстати, возможно, что и я не всё понимаю точно, хотя уже около двадцати лет живу в Израиле.
    Спасибо за отклик.

  • Дорогой Семён! Как всгда, очень и очень насышено информацией. Особенно для людей (говорю о себе), не знакомых с традициями "поминок" в разных этнических группах. Я понимаю, что Вам хотелось поделиться и своим, наболевшим, а не только познакомить дилетантов с устоявшимися традициями сей печальной процедуры. И Вам это удалось. Спасибо за публикацию. Кстати, не помню точно, где, но в каких-то негритянских странах проводы умерших сопровождаются чуть ли не весельем. И, может некстати, вспомнился анекдот, времён Хрущёвской оттепели. Якобы, Сталин вызвал композиторов и выразил возмущение по поводу отсутствия "нашего советского похоронного реквиема" и дал неделю, на "ликвидацию пробела". Через означенную неделю на грозный вопрос, "выполнено ли задание Политбюро", последовало чёткое "Да" и разъяснение, что, дабы не впасть в крамолу, предлагается использование апробированных советских мелодий и текстов: по дороге на кладбище исполняется "В далёкий путь товарищ улетает...", во время захоронения - "Лучше не-е-ту того свету-у...", а на обратном пути - "Помирать нам рановато, есть у нас ещё дома дела!", и ...никого из композиторов не расстреляли, вопреки культивируемым в то страшное время обычаям. Ваш Ю.К.

  • Дорогой Семен! Я солидарна с Вами в том, что нужно брать лучшие обычаи, а не придерживаться своих только потому, что они - свои. Часто доводится спорить, когда меня пытаются привлечь к традициям, смысла которых я не знаю или не понимаю. И почему нужно соблюдать традиции, коим тысячи лет, хотя условия жизни изменились? Скажем, прежде люди не понимали, что мытье рук перед едой - необходимая гигиена. И евреи вписали а Тору правило по пять раз ополаскивать из ковшика каждую руку. Тогда это было правильно: люди выполняли этот завет не рассуждая. А нынче при наличии проточной воды и моющих средств в каждом доме зачем поливать руки из ковшика? Разве не достаточно просто вымыть их с мылом? Тем не менее, традицию соблюдают. Или окунать посуду в микву. То же самое. Или женщинам носить парики при любой погоде, что не есть хорошо. Словом, я за то, чтобы со здравым смыслом подходить к соблюдению традиций, отказываясь от устаревших и заимствуя лучшие у других народов.

  • Дорогой Семен. Я же говорю, что это все заблуждения молодости,когда я никого из евреев близко не знал и естественно о обычиях судил только по наслышке...

  • Атеист оказался в самолете соседом маленькой девочки, к которой он обратился со следующими словами:
    "Не хочешь ли ты поговорить? Полет пройдет
    быстрее, если завести разговор с соседом".
    Маленькая девочка, которая как раз начала читать книжку, ответила : "О чем бы вы хотели поговорить?"
    "Ну, я не знаю. Например, насчет того, почему нет Бога или рая и ада, или жизни после смерти?", сказал атеист, самодовольно улыбнувшись.
    "Хорошо, - сказала девочка. - Это может оказаться интересной темой, но вначале позвольте задать вам один вопрос:
    Лошадь, корова и олень едят одну и ту же пищу - траву. И тем не менее, олень выкакивает маленькие гранулки, корова выдает плоские лепешки, а лошадь - плотные шары. Как вы считаете -
    почему это так?"
    Атеист, явно удивленный наблюдением юной собеседницы, задумался, а затем сказал:
    "Хм, представления не имею".
    На что школьница ответила: "Вы действительно
    считаете, что достаточно квалифицированы, чтобы рассуждать о Боге, рае и аде, о жизни после смерти, если вы ничего не знаете даже о фекалиях?"
    После чего она отвернулась и принялась читать свою книжку.
    Из интернета
    Н.Б.
    ***

  • Дорогой Владимир!
    Меня порой удивляет ваша наивность или недостаточная информированность в некоторых предположениях. Ваши произведения настолько разнообразны по сюжетам, в них масса знаний и фактов. И вдруг вы пишете, что евреи, мол, не плачут на похоронах или поминках.Что это у них, якобы, не принято. Ещё как плачут и ревут и стенают не хуже русских баб, воющих над гробом покойного. Да и как же иначе! Разница в степени и силе плача зависит только от культурного уровня людей, их темперамента и эмоциональных проявлений.
    Кто плачет навзрыд, иногда с показухой, а кто плачет внутри себя, что ещё сильнее и глубже...
    Пожелать покойному здоровья- это чушь собачья. Ляпсус. Был он, наверное уже под градусом...
    То, что вы похожи на еврея, я и на фотке видел, но это ведь ничего не значит, и зря вы ему поспорт показывали. Это ведь не уголовщина и не позор быть похожим на еврея. Мне так кажется. Миллионы евреев похожи на русских и украинцев, не говоря о восточных национальностях и наоборот...Мало ли найдётся дураков, выясняющих поднаготную...
    А головной убор для мужчины на похоронах или поминках еврея - это необходимый ритуал, ибо всё что связано с похоронными обрядами в Израиле, и не только, проводят специальные службы, о которых я написал в своей зарисовке. Если нет кипы, то можно надеть любой головной убор. Важно, чтобы голова была покрыта...
    Спасибо за отклик и добрые слова.

  • Заранее предупреждаю, что записками этими я не собираюсь оскорблять людей еврейской или русской национальности.
    Примерно лет до тридцати, я был уверен, что на еврейских поминках, впрочем, как и на похоронах плакать родным усопшим не полагалась. Черт знает, откуда пришла эта уверенность, но вот пришла…и когда я присутствовал на кремации своего начальника Полякова Я.О. и увидел слезы на глазах вдовы был, откровенно говоря, удивлен. Тем более вдова разревелась, когда уже пьяный разнорабочий Карноухов выступил от коллектива и после перечисления всех достоинств, пожелал покойному (дословно):- Дай Бог тебе здоровья, Яков Абрамыч…Кстати не в осуждении русских. Поминки в некоторых русских семьях начинаются всегда грустно, но иной раз постепенно переходят просто в посиделки с песнями и руганью. Но и блины и кутия (рис с изюмом) тем ни менее остаются обязательными. Кстати не только на Украине многие еврейские семьи поминают, как это принято в данной области, но и в Москве так же подобное сплошь и рядом. Был такой случай в моей молодости. Сестра моей жены была замужем за евреем. И вот они пригласили нас в гости в Ленинград. Выпиваем мы на кухне и он (муж сестры моей жены), глядя на мой породистый нос, начинает убеждать меня, что я, дескать, еврей, а он наоборот немец. И чем больше пьем, тем значит, он сильнее меня убеждает…Мой паспорт и моя родословка которую я знаю его не удовлетворяет…Жена подмигивает, мол, ладно, молчи, все ж таки в гостях.…Ну, хорошо, выпили, разошлись по комнатам. Мы с женой и дочерью по Ленинграду ходим, день, другой и вдруг у него (мужа сестры моей жены) умирает тетя и ему необходимо идти, то ли на поминки, то ли в синагогу и ему необходим какой-то головной убор ( не помню как он назывался) и он все антресоли перерыл в поисках. Когда же я выразил недоумение по поводу того, как серьезно к выбору головного убора относятся немцы, он отчего-то обиделся…Спасибо дорогой Семен за записки. Всегда читаю их с интересом.

  • Эта зарисовка из незабываемого вспомнилась мне в эти горькие дни, когда мы провожаем безвременно ушедшего от нас коллегу Мишу Верника...

Последние поступления

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Кто сейчас на сайте?

лев наум   Андерс Валерия   Буторин   Николай   Некрасовская Людмила   Шашков Андрей   Тубольцев Юрий   Голод Аркадий   Сочинитель ВладЪ  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 8
  • Пользователей не на сайте: 2,318
  • Гостей: 451